Все в саду

Владимир Урин и Дмитрий Черняков. Фото А.МУРАВЬЕВОЙ
Владимир Урин и Дмитрий Черняков. Фото А.МУРАВЬЕВОЙ

В этом апреле совпали две церемонии вручения театральных премий – «Гвоздь сезона» и «Золотая Маска». Обе рождены СТД РФ с разницей в восемь лет. Но разница этих премий, разумеется, не в возрасте, а в масштабах. «Гвоздь» – акция «домашняя», московская. Место прописки – знакомый Театральный центр «На Страстном», гостеприимно принимающий участников спектаклей, загодя признанных лучшими, и их друзей-болельщиков. В список попали пять премьер: «Дядя Ваня» Театра Наций (режиссер Стефан Брауншвейг), «Палачи» Гоголь-центра (режиссер Кирилл Серебренников), «Ревизор» Театра Олега Табакова (режиссер Сергей Газаров), «Фаина. Эшелон» театра «Школа современной пьесы» (режиссер Иосиф Райхельгауз), «Садко» Большого театра (режиссер Дмитрий Черняков). Ведущие Наталья Ноздрина, Павел Акимкин, Артем Тульчинский и режиссер Роман Шаляпин в своем полуторачасовом шоу смешали все жанры – саундраму и клоунаду, рок-концерт и театр абсурда. Куклы, напоминающие персонажей «Улицы Сезам», вызывали на сцену лауреатов. Самым коротким и самым впечатляющим было выступление Елены Санаевой. Она поднялась из зала в сопровождении сына Павла и благодарила врачей, которые спасли ее от страшной болезни, которую уже давно никто не называет модной. Жюри «Гвоздя сезона» под руководством Александра Калягина решило не присуждать Гран-при (Большой Хрустальный Гвоздь), сочтя, что премьеры, поставленные в тяжелейший пандемийный год, одинаково достойны премии.

Спустя две недели в концертном зале «Зарядье» состоялась церемония вручения всероссийской Национальной премии «Золотая Маска». Впервые традиционная акция транслировалось в онлайн-режиме, трехчасовое действо захватило огромную аудиторию от Москвы до окраин. Перед устроителями и сочинителями церемонии стояла ответственнейшая задача: обжить новое пространство, сделать все возможное для создания приподнятого настроения в момент всеобщей тревоги и напряженности.

На сцене возник городской сад, в котором играет духовой оркестр («Golden Horn»), музыканты и дирижер в белой парадной морской форме. Вальсы и танго – «Дунайские волны», «Белой акации гроздья душистые», «Мне бесконечно жаль» – обволакивают зрителя. Вместо красной дорожки для будущих лауреатов расстелен зеленый газон. Он так и останется неизменным, а деревья за спинами оркестрантов постепенно пожелтеют, облетят, окажутся под снегом, чтобы вновь покрыться новыми листьями и цветами. Этот сад прекрасно придуман художником Зиновием Марголиным. Как удачна идея сделать ведущими церемонии трех самых знаменитых сестер (в исполнении очаровательных Александры Урсуляк, Анастасии Лебедевой и Светланы Мамрешевой) и их тер-а-терную невестку, бой-бабу (ее представляет Варвара Шмыкова), таскающую за собой на зеленом поясе Андрея (в его роли скрипач Илья Мовчан). Женя Беркович (она вместе с Ниной Чусовой режиссировала церемонию) остроумно приспособила чеховский текст к проблемам сегодняшнего времени: сестры тоскуют не по лучшей жизни, а по «нормальному театру», ностальгируют по этике Станиславского вместо постулатов «новой этики».

Зал бурно и радостно встречал каждого победителя. Бродвейские театры закрыты, а наша публика с удовольствием смотрит оперетту/мюзикл. Лучшим спектаклем в этой номинации признан «Фома» новосибирского Музыкального театра (плюс еще две премии за мужские роли первого и второго плана). Лучшим режиссером назван Дмитрий Белов, а дирижером – Дмитрий Волосников за «Сильву» в екатеринбургском Театре музыкальной комедии. Спецприз музыкального жюри вручен мюзиклу «Серебряное копытце» из Новоуральска.

В опере и балете большинство наград оказалось у Большого театра. «Садко» победил в четырех номинациях («Маски» – лучшему спектаклю, режиссеру, исполнителям главных партий – Екатерине Семенчук и Нажмиддину Мавлянову). Получая премию, Дмитрий Черняков посетовал, что для своей речи не придумал ничего искрометного. Зато Владимир Урин произнес восторженный спич во славу режиссера. В балете лидировала «Жизель» Алексея Ратманского, а лучшим дирижером был признан Кристофер Мулдс («Дидона и Эней»).

Сколько бы ни спорили о тщете любых конкурсов, они важны, в особенности, на «Золотой Маске». Результаты работы жюри показывают высшую планку: таких спектаклей в номинациях много не бывает.

Список победителей известен. Лучший спектакль в куклах – «О рыбаке и рыбке» Яны Туминой (Театр кукол Республики Карелия, Петрозаводск). Лучший драматург – Дина Сафина из Казани. Спецпризы драматического жюри достались спектаклям «Я нанял убийцу» театра из Шарыпово (режиссер Галина Зальцман) и «Север» архангельского Молодежного театра. Премия в номинации «Эксперимент» присуждена петербургскому проекту Кирилла Люкевича «4elovekvmaske».

Лучшим спектаклем малой формы в драме стал «Пиноккио. Театр» Бориса Юхананова (Электротеатр Станиславский).

«Сказка про последнего ангела» Андрея Могучего в Театре Наций одержала победу в большой форме. На одной из прошлых церемоний Юрий Бутусов заметил: «Как лучший спектакль, то спектакль Могучего, а мне – премия за режиссуру». Так случилось и на этот раз. «Маску» за «Пер Гюнта» Вахтанговского театра получали за Юрия Николаевича артисты Евгения Крегжде и Сергей Волков. Исключительно трогательно прозвучали слова Лии Ахеджаковой о постановщике «Ангела» и прекрасной молодежи, играющей в спектакле.

«Надо жить… Будем жить…» – звучали голоса сестер. Цветущие деревья – символ нашего театрального сада, который нужно возделывать, несмотря ни на что. Долгожданная встреча на Церемонии живьем, о ценности которой говорила в начале церемонии Мария Ревякина, удалась. Спасибо самоотверженной команде «Золотой Маски» за этот праздник.

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

«Экран и сцена»
25 апреля 2021 года.

Print Friendly, PDF & Email