Музыка к судьбе

Фото В.МЯСНИКОВА
Фото В.МЯСНИКОВА

Несколько последних сезонов репертуар Театра имени Евг. Вахтангова отличает тяготение к спектаклям-биографиям. Причем это не модное чтение документов вслух, а неизменно драматургия, то есть некий взгляд на “жизнь в искусстве” со стороны. Фрида Кало, Вацлав Нижинский, Людмила Гурченко, Сара Бернар, Бернхард Минетти – герои постановок разных режиссеров на разных сценах театра. Впрочем, в Вахтанговском и прежде выпускали спектакли об Антоне Чехове, Фридерике Шопене и Жорж Санд, Бернарде Шоу и Стелле Патрик Кемпбелл, Фредерике Леметре, Дмитрии Шостаковиче и Сергее Прокофьеве, но все-таки не одновременно. Этот репертуарный выбор любопытен, он говорит что-то о времени, в котором мы живем. А еще о том, как быстротечна жизнь, как много она вмещает в себя и как она всегда коротка. Световым шоу под музыку Фаустаса Латенаса открывался в сентябре сотый сезон Театра имени Евг. Вахтангова, и композитор был в зале – улыбчивый, излучающий спокойную доброжелательность и надежность. А сегодня в пространстве Арт-кафе вышел спектакль “Танго между строк”, посвященный его памяти.

Пьесу Алексея Щербака о композиторе Оскаре Строке, авторе вечных мелодий “Скажите, почему?…” и “Ах, эти черные глаза”, поставила Наталья Ковалева, и это – и не инсценировка биографической статьи, и не размышление на вечную ахматовскую тему “когда б вы знали, из какого сора”. Пожилой человек вспоминает свою жизнь – какие-то мгновения ярко и подробно, а какие-то словно сквозь дымку – может, этого и не было? Давнее помнится в мельчайших подробностях, недавнее кажется сном. Воспоминания субъективны, они наслаиваются одно на другое, они порой мучительно реальны и способны причинять боль, но главное – они наполнены нотами, мелодиями, звуками. Музыкой.

Оскара Строка играет Эльдар Трамов – виртуозно. В “Концерте для артиста с оркестром” на этой же площадке он уже демонстрировал свои музыкальность и пластичность. Его работы в “Царе Эдипе” Римаса Туминаса (стареющий на глазах к финалу Креонт), “Нашем классе” Натальи Ковалевой (наивный Якуб Кац), “Незримой коллекции” Владимира Бельдияна (растерянный антиквар), “Новой квартире” Джорджо Сангати (презабавно валяющий дурака Граф) всегда точны, будь то трагедия или комедия. В “Танго между строк” трагическое и комическое сплетено, и смотреть на Трамова в главной роли – настоящее эстетическое удовольствие.

На заднике маленькой эстрады Арт-кафе, справа от которой расположился оркестр – необходимый участник действия, виднеются огромные французские двери, стекла в них непрозрачны, словно подернуты туманом (художник Максим Обрезков). Из них выйдет композитор Оскар Строк, насвистывая грустную мелодию. Сквозь них уйдут друг за другом его любимые люди – нежная мама (Анна Антонова), требовательный отец (Артем Пархоменко), племянник (Николай Романовский) – вундеркинд, погибший от несчастной любви.

Лирично прозвучит история любви Оскара и Луизы (Анна Дубровская). Прелестная Луиза напоминала мужу Веру Холодную, и в драматичной сцене его увлечения другой женщиной, роковой черноглазой Ленни Либман (Дарья Щербакова), актриса Дубровская, исполняя “Спи, мое бедное сердце” действительно станет похожа на актрису Холодную.

На смену лирике придут война, эвакуация, новые времена, в которых фантасмагорический следователь (снова Артем Пархоменко) будет советовать не ходатайствовать о восстановлении в Союзе композиторов, а то ведь и о родственниках за границей можно вспомнить, и о довоенных поездках в Париж и Берлин, да и об исполнителях знаменитых песен – Петре Лещенко и Надежде Плевицкой.

Морок не рассеется, сменится сюрреализмом, в котором министр культуры СССР Екатерина Фурцева (снова Анна Антонова) споет композитору Строку его самую знаменитую песню – “Мурку” и лихо станцует, а потом мгновенно снимет с него опалу. Спорно? – Очень. Но воспоминания ведь жанр ненадежный.

В финале, прежде чем уйти туда, за двери, Строк скажет, что человек он – счастливый: его музыку поют, его музыку помнят. Он прав. И все создатели спектакля правы, потому что, когда смотришь на строчку в программке: “Спектакль посвящается памяти композитора Фаустаса Латенаса”, ощущаешь пустоту и безнадежность. А потом начинает звучать музыка.

Мария ЧЕРНОВА

«Экран и сцена»
№ 5 за 2021 год.