Танец времен абсурда

Сцена из спектакля “Gentle hearts”. Фото К.ЖИТКОВОЙ
Сцена из спектакля “Gentle hearts”. Фото К.ЖИТКОВОЙ

VIII Международный фестиваль современной хореографии “Context. Diana Vishneva” открылся Конкурсом молодых хореографов. Вечер, посвященный памяти Пины Бауш, 80-летие со дня рождения которой отмечается в этом году, прошел в “Гоголь-центре” и транслировался онлайн, благодаря чему его зрителями стала небывалая по охвату аудитория в 235 тысяч человек. В показе приняли участие пять финалистов: Нурбек Батулла (Казань), Игорь Булыцын (Екатеринбург), Эрнест Нургали (Санкт-Петербург), Ольга Рыжкова (Воронеж) и Ирина Сергеева (Санкт-Петербург), чьи работы были отобраны из более чем ста, поданных на конкурс. Из этой пятерки лидеров жюри (Диана Вишнева – арт-директор фестиваля, Лоран Илер – художественный руководитель балета Музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, Ольга Пона – художественный руководитель Челябинского театра современного танца) и предстояло выбрать победителя. Им стал Эрнест Нургали со спектаклем “Gentle hearts” – красивым мужским дуэтом, элегически нежным, акварельным в своей чувственности, обозначенной ускользаниями, намеками и легкими прикосновениями. Решение жюри нашло поддержку и у онлайн-зрителей, впервые получивших возможность проголосовать за своего фаворита. Так что Эрнест Нургали, помимо главного приза (грант на стажировку в одной из ведущих компаний или школ современного танца), получил еще и премию “Вне границ” от Генерального партнера фестиваля – компании “Газпром”.

Наличием собственной интонации обладали, увы, не все работы. Репликами по поводу уже не однажды виденного выглядели и “Клетка” Ольги Рыжковой, и “ZI-MA” Ирины Сергеевой. В первом случае танцовщики, запертые в клетке, границы которой обрисовываются ниспадающими с потолка лучами, кувыркаются и ползают по полу, мутузят друг друга, взгромождаются на спины партнеров и совершают множество то агрессивных, то дружески-поддерживающих действий, явно навеянных обстоятельствами локдауна. Во втором – девушки в белых рубахах, напоминающих больничные, сомнамбулически блуждают по сцене, касаются друг друга, шепчут что-то товаркам на ухо, прогибаются, закинув руки за голову, выполняя все это столь отстраненно и бесстрастно, что наводят на мысль об обитательницах психиатрической лечебницы.

Игорь Булыцын – солист Урал Балета, “золотомасочный” Меркуцио из “Ромео и Джульетты” Вячеслава Самодурова, позволяет себе шутливый тон в неоклассическом “Астматическом этюде”, поставленном на музыку одноименного сочинения для фортепиано Россини. Используя джентльменский для подобного рода опусов набор – краткие соло, дуэты, ансамбли, прыжки, пируэты, пролеты через сцену, хореограф играет с темпами, добавляет толику самоиронии в исполнение артистов, что придает станцованному с некоторыми огрехами номеру определенный шарм.

И еще один финалист конкурса – лауреат “Золотой Маски” Нурбек Батулла (за исполнение монотанцевальной партии в спектакле об утрате татарским народом национальной самоидентичности “Алиф”). В качестве хореографа Батулла обратился к древнему татарскому баиту “Sak-Sok” о поссорившихся братьях-близнецах, проклятых за это своей матерью, превратившихся в птиц и обреченных на вечную разлуку. Нурбек Батулла, имеющий за плечами классическую школу, пригласил в партнеры выросшего в недрах хип-хоп культуры Марата (Маугли) Казиханова, обладающего, как и он сам, виртуозной гибкостью, а главное – бешеной энергетикой. Их танец – дуэт-поединок любви и ненависти, притяжений и отталкиваний, вибрирующих в каждом движении артистов, демонстрирующих звериную по своей органике и необузданности пластику и неистовый темперамент. Этот сумасшедший баттл сопровождается фольклорной песней “Sak-Sok” в исполнении вокалистки Зарины Вильдановой и музыкантов Ислама Валеева и Эрика Марковского.

Под магическое воздействие завораживающего танца подпал и Интеллектуальный Клуб 418, удостоивший Нурбека Батуллу приза зрительских симпатий. Вдобавок, Нурбеку Батулле и Марату Казиханову была вручена особая награда от компании “Voss”.

Второе отделение отдали премьерам конкурсантов прошлых лет. Были представлены ностальгический номер “Когда папа был маленьким” москвича Павла Глухова, завоевавшего в 2016 году Приз зрительских симпатий, и работа победителя Конкурса прошлого года, живущего в Барселоне, Кирилла Радева – “Пилигрим”. Созданный дистанционно номер на тему “путешествия без путешествия” в замкнутом пространстве и времени, когда прошлое, настоящее и будущее встали на паузу, стал логичным завершением вечера эпохи абсурда.

Алла МИХАЛЁВА

«Экран и сцена»
№ 22 за 2020 год.