Изоляционное кино

Никита Ефремов в сериале “Безопасные связи”
Никита Ефремов в сериале “Безопасные связи”

Период пандемии covid-19 подарил российскому сериальному бизнесу новый жанр, точнее, позволил освоить его. Сразу четыре screen life сериала вышли во время самоизоляционных будней в России.

Впервые о новом жанре заговорили после премьеры 17 февраля 2018 года фильма Тимура Бекмамбетова «Profile» на Берлинале. Лента рассказывает о попытке британской журналистки расследовать схему вербовки женщин боевиками «Исламского государства», организации, признанной террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014. В Германии картина получила приз зрительских симпатий, аналогичной награды была удостоена на американском South by Southwest, а также стала громким событием 40-го Московского международного кинофестиваля. В широкий прокат «Profile» до сих пор не вышел, но, не смотря на это, получил широкую известность, поскольку открыл новаторский формат screen life, когда все действие фильма раз-ворачивается на экране какого-либо гад-жета. В 2020 году этот формат стал одним из наиболее востребованных.

Среди российских screen life сериалов этой весны стоит выделить «#сидЯдома», поскольку его можно назвать одним из наиболее популярных. Это не удивительно, так как изначально он нацелен на широкую зрительскую публику. Лента Ольги Френкель рассказывает о жизни владельца сети хозяйственных магазинов «КлинХоз» в период пандемии. Главного героя играет Александр Робак. Вообще продюсерам и режиссеру удалось собрать поистине звездную команду актеров. Зрителей ждет встреча с Анной Михалковой, Гошей Куценко, Олесей Железняк, Кириллом Кяро и другими сериальными лицами. Сам сюжет достаточно банален и строится на любовных треугольниках, которые все время видоизменяются. В целом у создателей получился крепко сколоченный ситком, сшитый по знакомым лекалам, но облаченный в новую форму. И, кажется, эксперимент удался, поскольку фильм уже претендует на звание карантинного народного хита.

Еще один изоляционный продукт, сюжет которого строится на любовных треугольниках, – сериал Константина Богомолова «Безопасные связи». Театральный режиссер в 2019 году буквально ворвался в сериальный бизнес со своими «Содержанками», правда, уже в 2020 году он оставил пост режиссера в этом фильме, но стал шоураннером. Кастинг «Безопасных связей» соединил актеров из двух сериалов Богомолова. В главных ролях предстали Александра Ребенок, Никита Ефремов, Леонид Бичевин, Мария Шумакова. Взаимоотношения этой четверки, разбитой на семейные пары, составляет лишь одну из трех сюжетных линий фильма. По ходу действия любовный треугольник между героями вырастает в любовный квадрат, куда оказываются включены все они. Другая история взаимоотношений – у героев звезды фильма «Елена» Надежды Маркиной, Сергея Сосновского и Дмитрия Куличкова, который играет покойного мужа героини Маркиной, являющегося в снах к обоим героям. Эта линия – настоящее украшение фильма, актеры создают характеры невероятно точными интонациями, вложенными в прекрасный текст, написанный самим Константином Богомоловым. За один только монолог про проживание уже прожитого, сопоставимое с пережевыванием уже пережеванного мяса хочется благодарить сценариста, а главное, хочется вновь и вновь вспомнить этот текст. Однако для режиссера главным становится третья линия сериала, рассказывающая о взаимоотношениях отца и его брошенной в детдоме дочери, которая уже выросла и живет своей жизнью.

Сюжет закручен таким образом, что в финале оказывается сложно выйти из предложенных обстоятельств. Богомолов превращает это все в фильм о фильме, в котором снимаются эти герои. Сюжетную линию дочери в исполнении Любови Аксеновой и отца в воплощении Игоря Миркурбанова в этом ключе получается завершить и даже связать с линией воз-растных любовников. А герои Ребенок, Ефремова, Бичевина и Шумаковой оказываются побочными в данной трактовке, хотя, кажется, именно они держали массовый зрительский интерес. Впрочем, сам Богомолов нередко высказывался, что ему не важно, будет ли реакция на его продукт (кино- или театральный) исключительно положительной, главное чтобы реакция была.

Еще один театральный режиссер, Александр Молочников, в период пандемии создал сериал, действие которого разворачивается на экране гаджетов. Лента «Беезумие» рассказывает историю об актерах, во время самоизоляции репетирующих пьесу онлайн под чутким руководством молодого режиссера. Фильм, объединивший на одном экране Евгения Стычкина, Игоря Верника, Максима Матвеева, Ингеборгу Дапкунайте, Аглаю Тарасову, Кристину Асмус и других, в череде карантинного кино выглядит настоящим провалом. Яркая стартовая серия, выпущенная еще в апреле, создавала ситуацию жестких юмористических скетчей про актерские клише в работе и жизни, но в итоге все превратилось в дешевый театральный капустник, и смеяться хочется только тем, кто в нем принимает участие.

Вот так, российские режиссеры, поймав волну новой действительности, обогатили российский кинематограф не только новыми лентами, но и новым жанром, который, кажется, теперь навсегда вошел в нашу жизнь.

Илья ГУБИН

«Экран и сцена»
№ 21 за 2020 год.

Print Friendly, PDF & Email