Он никогда не уйдет в тень

Илья Эпельбаум
Илья Эпельбаум

Не стало Ильи Эпельбаума, создателя уникального, первого в нашей стране семейного театра «Тень», замечательного художника, умевшего выдумывать и воплощать совершенно новые, невиданные формы спектаклей для детей и взрослых. В 1988-м, на Октябрьской улице, 5, первые зрители оказались над аркой ничем не примечательного строения, но стоило взобраться на один пролет лестницы и позвонить в звонок, как им чудилось, что они воочию видят поворот золотого ключика, отворявшего дверь в волшебную страну.

В этой волшебной стране на месте фойе располагалась игровая комната, где можно было делать то, чего нельзя. Например, писать и рисовать на белых стенах. С порога зритель чувствовал себя не только желанным гостем, но и соавтором предстоящего зрелища. В «Волшебной дудочке» чародей-художник рисовал и стирал на стекле персонажей, выглядевших и действующих по желанию уважаемой публики (этот принцип был сродни «живой» мультипликации). Общая импровизация, совместное сочинение сказки, увлекательнейший акт сотворчества казались спонтанной игрой, однако у обворожительной Хозяйки-Рассказчицы – Майи Краснопольской все реакции детского зала были просчитаны заранее.

С первых дней существования «Тени» маленький театр стал Меккой для профессионалов самых разных специальностей. И немудрено. Илья и Майя сумели создать оазис свободного творчества. Неслучайно на базе «Тени» существовала лаборатория художников и режиссеров театров кукол СТД РФ под руководством Ирины Уваровой. Однако, быть может, главным достижением Художника стал принципиально новый взгляд на детский театр, его миссию (хотя сам Илья не любил высокопарных слов). Для него чрезвычайно важно было приобщение ребячьей аудитории к чуду – рукотворному, но таковым не казавшемуся. Никто из выросших в «Тени» детей не забудет бьющие на сцене в «Щелкунчике» фонтаны из лимонада (к ним можно было поднести маленькую чашечку) или прекрасное дерево, на котором росли «золотые» дольки кураги (их осторожно срезали ножницами).

Отсюда вел близкий путь к «телепортации» в Лиликанию. Чтобы попасть в нее, на границе меняли валюту и оказывались в королевстве, где обитают крохотные жители, живущие театром. Сам Большой Королевский театр драмы, оперы и балета, его оркестр, артистов и зрителей гости Лиликании видели через высокие окна. Идея Ильи пригласить на постановку лучших режиссеров не была фантомом. Лиликанский театр стал мощным импульсом для фантазий Анатолия Васильева и Тонино Гуэрры, Петра Фоменко, Сергея Юрского… Кто побывал на этих маленьких спектаклях, запомнит их надолго.

В сентябре на фестивале «Арлекин» Майя Краснопольская рассказывала историю театра «Тень». Презентация была приурочена к заслуженной награде театра – «за весомый вклад в развитие детского театра в России». Кто мог тогда подумать, что эта ретроспектива станет нашим прощанием с Ильей Эпельбаумом?

Ни смириться, ни принять его уход невозможно. Дом, который построили Илья и Майя, стал родным для многих, он согревал, утешал, вдохновлял, делал нас и наших детей лучше. Семейное дело должно продолжаться. Илья никогда не уйдет в тень. Он с нами.

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ и Редакция «ЭС»

«Экран и сцена»
19 октября 2020 года.