Он и есть кислород

Виктор Рыжаков
Виктор Рыжаков

25 мая празднует юбилей Виктор Рыжаков – актер, режиссер, педагог, первооткрыватель пьес, создатель и художественный руководитель независимого театра «Июльансамбль», до недавних пор глава Центра имени Вс. Мейерхольда, а с начала нынешнего года художественный руководитель театра «Современник». Режиссер всегда неожиданный и бесконечно трудолюбивый, человек неугомонный, проживающий интенсивно любую минуту, держащий в голове одновременно множество целей и идущий к ним неотступно.

Газета «Экран и сцена», благодарная Виктору Рыжакову за доброе отношение и поддержку, присоединяется к поздравлениям!

Писать о Викторе Рыжакове мне сложно. С одной стороны, дата обязывает сказать что-то такое пафосное, а с другой стороны, пафос вообще не свойственен юбиляру. Можно удариться в воспоминания, дружим-то более двадцати лет, и не только в фейсбуке, но формат публикации не позволит все вместить. Объясняться в любви другу публично тоже как-то неловко. Может, как у Хармса: «Уж лучше мы о нем не будем больше говорить». Но все-таки одну историю расскажу. Привезли мы в Омск на фестиваль «Сибирский транзит» спектакль «Кислород» Ивана Вырыпаева и Виктора Рыжакова, который на тот момент перевернул с ног на голову театральный мир. Играли его на Камерной сцене. В первых рядах сидели директора сибирских театров. И это был отдельный спектакль. Сидят, глядят на сцену, сцепив зубы, держатся из последних сил. Я смотрю с балкона в полуобморочном состоянии, потому что вижу, что Ваня Вырыпаев на пределе человеческих возможностей пытается пробить этот щит неприятия. Слава богу, спектакль не длинный, все остались живы. Вечером собирается директорский банкет, на котором я обязана быть. И вот поднимается директор Иркутского театра и произносит тост: «Господа! Не допустим «Кислород» на русскую сцену!». И в ответ дружное: «Не допустим!». Но не смогли. Проморгали! Кислород прорвался. Ухх, как нужен был нам этот кислород!

По сей день считаю, что лучшие спектакли по текстам Ивана Вырыпаева сделаны Виктором Рыжаковым. Может быть, потому что, с чего я, собственно, и начала, моему любимому режиссеру не свойственен пафос. Ирония, юмор, нежность накрывают, обволакивают самый жесткий, самый нелицеприятный текст. Может быть, потому что эти качества и есть глубинная суть Рыжакова? Он сложносочиненный человек, многоуровневый. Всегда поражало, как его лекции, с которыми он выступал на многих фестивалях, начинались без всяких прелюдий – с самого главного и о самом важном. Профессия как познание мира, себя в этом мире (ну вот, теперь я скатилась в пафос). Я горжусь успехами Виктора, огорчаюсь неудачам. Впрочем, «неудача» не то слово, скорее – путь. Сложный путь, порой почти непроходимый, но он идет по нему. Не толкаясь, не пытаясь перекричать кого-то, перегнать, отобрать, ухватить. Поэтому и обрел свой голос, свою походку, свою стать. Потому что он и есть кислород! Обожаю его. И да, с юбилеем, Виктор Анатольевич!

Ольга НИКИФОРОВА

«Экран и сцена»
25 мая 2020 года.