Праздник на фоне эпидемии

Фото И.АФАНАСЬЕВОЙ
Фото И.АФАНАСЬЕВОЙ

Московская ежегодная премия СТД РФ “Гвоздь сезона” всегда отличалась отсутствием интриги. Вердикт экспертного совета, выбравшего пятерку лучших спектаклей, известен заранее. В списке нынешних победителей – “Влюбленный дьявол” Музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко (режиссер Александр Титель), “Иранская конференция” Театра Наций (режиссер Виктор Рыжаков), “Женитьба” театра “Школа драматического искусства” (режиссер Александр Огарев), “Ревизор” театра “ОКОЛО дома К.С.Станиславского” (режиссер Антон Федоров) и “Один день в Макондо” (режиссер Егор Перегудов) театра “Студия театрального искусства”. Премия присуждается коллективу и конкретной постановке, независимо от статуса театра, жанра спектакля, а также его “габаритов” – большой или малой формы. Предсказуем и сценарий церемонии, сложившийся за восемнадцать лет, предполагающий капустник с последующей жизнерадостной актерской вечеринкой.

Те, кто пришел 16 марта в Театральный центр “На Страстном”, наверняка запомнят этот вечер надолго. За несколько часов до начала церемонии был оглашен Указ Мэра Москвы об отмене всех массовых мероприятий в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. А.А.Калягин решил не отменять праздник. Однако перешагнув порог, каждый гость попадал в атмосферу тревоги и растерянности от ошеломляющей новости. В отличие от школьников, радующихся внезапным каникулам, артистам было явно не по себе от мыслей о грядущем простое.

Заместитель председателя СТД РФ Евгений Стеблов начал свое вступительное слово афористично и мрачно, назвав гвоздем сезона коронавирус. “Главное, – прибавил он, – чтобы мы все выглядели достойно”. Отдадим должное храбрым авторам, режиссерам и актерам – Артему Тульчинскому, Павлу Акимкину, Роману Шаляпину и Наталье Ноздриной, им удалось переломить настроение зала, заставив его смеяться и даже хохотать.

Лауреатами командовала невидимая Хозяйка, именуемая Сценой. Участники спектаклей выходили перед занавесом, оставляли свой автограф на специальном кресле, забирали цветы, хрустальный приз и спускались в зал. Этот ритуал исключал возможность пространных благодарственных речей. На экране возникали зрительские мини-рецензии: “Очень оригинально! На любителя”, “Девять часов в театре – это безумие”, “Фантастическая опера. Местами было страшно”, “Зрелище для умеющих думать с большим опытом просмотра серьезных спектаклей”.

Как и в прошлом году, особый успех имели интермедии – сказы “как следователь дело “Седьмой студии” шил”, “как правительство распускали”, “как Валентина Владимировна обнуление придумала”. Артем Тульчинский в своих маленьких пантомимах легко обходился языком пластики, понятным без слов. Сказ “как режиссер худруком стал” оказался самым смешным: многолетний ведущий церемонии Константин Богомолов дождался-таки остроумной и ядовитой пародии. Как говорила грибоедовская Софья, “Любите вы всех в шуты рядить. Угодно ль на себе примерить”.

Впрочем, новая команда, принявшая два года назад эстафету у Константина Богомолова и Сергея Епишева, стремится выработать новый стиль и интонацию церемонии. Для нее очень характерна самоирония. Не случайно в прологе Артем Тульчинский прокомментировал свой внутренний монолог: “В прошлом году в этом месте смеялись. Да и народу было больше”.

В финале главный приз – Большой Хрустальный гвоздь – вручал робот Помогато с крылышками-дверцами желтой машины за спиной, якобы посланник Яндекс.Такси. Он казался Гулливером рядом с наконец-то материализовавшейся Сценой – хрупкой и очаровательной Натальей Ноздриной в ослепительном вечернем платье. Хрустальный гвоздь достался молодым артистам СТИ во главе с режиссером Егором Перегудовым за спектакль “Один день в Макондо”.

По традиции церемония происходит в понедельник (выходной день в большинстве театров). Но в этот вечер шла последняя перед большим перерывом “Иранская конференция” Театра Наций и еще три спектакля из конкурсной программы “Золотой Маски”, чья работа оказалась остановлена в самом разгаре. Для Национальной премии форс-мажор – это отмена спектаклей, которые должны были приехать со всей России, отмена чествования 27 марта в Большом театре тех, кто внес выдающийся вклад в развитие театрального искусства, наконец, отмена церемонии награждения лауреатов.

Прерванный сезон – боль всего нашего сообщества, которому придется решать несчетное количество проблем. И тут уж не до “упоения в бою”. Председатель СТД Александр Александрович Калягин в своем обращении к театральным деятелям, призвал: “Не поддаваться панике, продолжать репетировать, строить планы. Любая пауза для творческого человека – это время, которое не пройдет впустую. Мы, артисты, как правило, люди бесстрашные… Но мы должны думать, прежде всего, о наших зрителях, и мы не имеем права подвергать их риску. А пока давайте не терять оптимизма и будем все здоровы”.

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

«Экран и сцена»
№ 6 за 2020 год.

Print Friendly, PDF & Email