Память и одержимость

Сцена из спектакля “Йерма”. Фото предоставлено Пресс-службой фестиваля
Сцена из спектакля “Йерма”. Фото предоставлено Пресс-службой фестиваля

Московская осень всегда насыщена театральными событиями, но две октябрьские недели с фестивалем “Территория” неизменно оказываются едва ли не пиком концентрации и многообразия современного искусства.

В этом году “Территория” началась с июльского затакта – первым фестивальным показом стал танцевальный спектакль XENOS Компании Акрама Хана – страстное и перфекционистское сольное высказывание британского хореографа и танцовщика, дань памяти жертвам Первой мировой войны. Было объявлено, что в московском XENOS Акрам Хан выходил на сцену как исполнитель в последний раз, что и понятно при такой саморазрушительной отдаче (подробнее – см. № 15, 2019).

В октябре все “территориальное” нахлынуло обещанным потоком самых разных жанров: опера и драма, танец и выставки, документальный и экспериментальный театр, российский и европейский, специальный проект “Живые пространства”, а также публичная и образовательная программы.

На этот раз “Территория” представила две выставки – “Йоко Оно. Небо всегда ясное” (серия “Инструкции”, видеоработы, реконструкции перформансов) и “Человек размером с дом”, посвященная памяти Дмитрия Брусникина (куратор Ксения Перетрухина). Обе выставки расположились в пространствах ММОМА и занимают не по одному этажу. Сотрудничество “Территории” и ММОМА последние годы порождает чрезвычайно содержательный просветительский эффект.

Отдельно стоит сказать о проекте “Стоуномания”, основательно укрепившем знакомство с европейским режиссером Саймоном Стоуном, начатое весной фестивалем “Золотая Маска” и поддержанное Чеховским. “Территория” показала один спектакль вживую – “Медея” Компании Internationaal Theater Amsterdam (подробнее – см. № 20, 2019) и в партнерстве с TheatreHD, OperaHD и “Каро.Арт” две постановки Стоуна в записи на большом экране: “Йерма” лондонского театра “Янг Вик” и “Травиата” парижской Опера Гарнье.

Отчетливо прочертился стоуновский сюжет о женской одержимости. И если в “Медее” по канве трагедии Еврипида он ожидаем, то спектакль “Йерма” по мотивам трагической поэмы Федерико Гарсиа Лорки тему дополнительно современно заострил. Актриса Билли Пайпер фантастически играет путь от пробуждения идеи завести ребенка до безграничной и разрушительной на ней сосредоточенности, не дающей продыха ни себе, ни близким, выжигающей все внутри и около, последовательно превращающей благополучное существование в семье и профессии в безжизненную пустошь. Действие движется неравномерными скачками с перебивками то в день-два, то в несколько месяцев, а то и лет. Пятеро актеров отвечают за окружение Йермы, до последнего пытающееся от нее не отвернуться. Тем не менее, фанатичная концентрация на невозможном и неспособность ценить то, что имеешь, приводят героиню к полному опустошению вокруг и итоговому самоубийству.

Совсем иной род одержимости пропускает через себя, словно ток крови, собирательный герой спектакля “Вымыслы”, поставленного по двум книгам Хорхе Луиса Борхеса (“Книга песка” и одноименной с названием спектакля) совсем молодым литовским режиссером Адомасом Юшкой, учеником Эймунтаса Някрошюса. Здесь царит одержимость беспредельностью мысли, заключенной в книгах, тем богом, что скрывается “в каждой букве каждого слова каждой строки каждой книги”. Неразговорчивый книжник в исполнении внешне напоминающего Мейерхольда Арунаса Сакалаускаса носит буковки в заплечном мешке, любовно рас-кладывает их на белой простыне, щедро ссыпает в шляпы нищим и пытается охватить широким объятием стопку-башню книжных фолиантов. В финале Арунасу Сакалаускасу предстоит сыграть встречу пожилого Борхеса с собою двадцатилетним – юным, но столь же преданным книжному слову, так же представляющим рай библиотекой (здесь видится продолжение темы, когда-то начатой на “Территории” изощренным виртуальным проектом “Ночь в библиотеке” Робера Лепажа).

Спектаклем самого Эймунтаса Някрошюса – “Цинк” по книгам Светланы Алексиевич “Цинковые мальчики” и “Чернобыльская молитва” в Молодежном театре Литвы – фестиваль завершался. Эта публицистически шероховатая работа воспринимается отчетливым прощанием с постановками литовского режиссера, ставшими частью истории российского театра. Прошел почти год со дня смерти Някрошюса, прощание тянется, продолжают играться перед публикой выпущенные в последние годы жизни в разных странах спектакли, и, возможно, еще какое-то время они будут приезжать в Россию, но новых уже не будет. Есть что-то окончательное и безысходное в звучании этого слова – “цинк”.

Мария ХАЛИЗЕВА

«Экран и сцена»
№ 21 за 2019 год.