Голландцы: большие и малые

Фото Saris den Egelsman
Фото Saris den Egelsman

Международный фестиваль “Гаврош”, ежегодно проходящий в Театриуме на Серпуховке, в этот раз был посвящен голландскому театру для детей. Программные директора фестиваля Марина Райкина и Тереза Дурова привезли из Голландии двенадцать постановок самых разных жанров, рассчитанных на зрителей от 2 до 12 лет. Спектак-ли шли как на большой сцене, так и в камерных пространствах. Самым ярким событием программы, на наш взгляд, стало выступление компании Het Houten Huis (“Деревянный дом”) из города Гронингена, показавшей спектакль “Музы-ка из-под лестницы”. С 2009 года, когда режиссер Элин ван ден Хук основала Het Houten Huis, компания разрабатывает свой язык детского спектакля: живая музыка, пантомима, клоунада, физические действия, маски, зрительные образы здесь важнее слов. От них остается лишь невнятное бормотание или междометия – слова только одна из красок в общей картине. На сцене создается особый мир, где обыденное сочетается с сюрреалистическим, документальное с фантасмагорией, где нужно уметь составить целое из разрозненных фрагментов и заполнить недосказанное чем-то своим.

В “Музыке из-под лестницы” перед нами улица с домами – через большие окна-витрины мы наблюдаем за жизнью обитателей шести квартир. Вездесущая в сегодняшнем театре структура дома в разрезе предполагает подглядывание за тайной жизнью персонажей и извлекает эффект из симультанности действия, что, очевидно, не так просто для детского восприятия. Создатели спектакля вообще ставят перед своим зрителем задачу на вырост: развлекая, приучают к современному искусству, гармонично балансируя между сложным и занимательным.

Итак, над магазином музыкальных инструментов с его хозяином-поляком живет одинокая старушка, соседнюю квартиру занимает, целиком заполняя собой комнату, гигантский печальный глаз с руками-щупальцами, выше обитает шумная семейка полулюдей-полукроликов, неподалеку –  педантичный банковский клерк, любовно выхаживающий большое одушевленное яйцо, а выше, в необитаемой заколоченной мансарде постепенно обживается стайка ворон. По вечерам, заглядывая в окна, по улице бродит тигр, ночью он спит на лавке, откуда его сгоняют с полным равнодушием, как голубя. В этом мире одиноких и разобщенных существ никто не удивляется странности другого – каждый имеет право быть кем угодно. Вкрапление абсурда ощущается тем острее, чем равнодушней к нему обитатели улицы.

В спектакле нет общего линейного действия, несколько микросюжетов развиваются параллельно и перебивают друг друга. Вот старушка день за днем опускает в ящик письма и ждет ответа, но почтальон лишь виновато разводит руками – для вас снова ничего. Братец и сестрица, дети-полукровки с кроличьими ушами, злобно мутузят друг друга, а усталая, сбившаяся с ног мама с младенцем на руках никак не может их разнять. На пороге переминается папа-кролик, светский господин в белых перчатках, он зашел навестить брошенное семейство, ему неловко, но так уж вышло, и никто никого не винит – это очень трогательная, тонко сыгранная пантомима. От клерка сбегает драгоценное яйцо, и вот уже этот человек в футляре бредет весь расхристанный, пошатываясь, домой из кабака. Но над всеми злоключениями звучит музыка – это в своей лавке наигрывает незадачливый продавец инструментов (композитор и исполнитель Радек Федик). Она полностью управляет действием, задавая ему ритм и настроение: под аккомпанемент аккордеона суетливый мажор первых сцен достигает высшей точки и вдруг зависает, заставляя героев очнуться от своих забот и, спасаясь под козырьком подъезда от дождя, затянуть общий хорал, приводя тем самым дробные действия к общему знаменателю (как тут не вспомнить спектакли Марта-лера). После этого и музыка, и события транспонируются в безысходный минор, чтобы затем к финалу все-таки вырулить к гармоничному ансамблю. Между персонажами налаживаются самые неожиданные отношения, теперь они уже способны помочь и посочувствовать друг другу.

Спектакль Het Houten Huis одновременно и втягивает своего зрителя, и оставляет его воображению свободное пространство. Чтобы увлечься им по-настоящему, здесь нужно совершать усилие, постоянно проделывать встречное движение. Но ты понимаешь, что именно такой театр способен вырастить зрителя для современного спектакля.

Мария ЗЕРЧАНИНОВА

«Экран и сцена»
№ 19 за 2019 год.