Памяти Мастера

Фото В.Вяткина / РИА Новости
Фото В.Вяткина / РИА Новости

Не стало Марка Анатольевича Захарова. Ему был отпущен большой срок, который он использовал сполна и с блеском. Он входил в профессию в шестидесятые годы прошлого века, и его спектакли в Студенческом театре МГУ – «Дракон» Е.Шварца, «Карьера Артуро Уи» Б.Брехта и «Хочу быть честным» по В.Войновичу передавали дух оттепели, завершившейся в конце этого десятилетия. В 1967-м в Театре Сатиры было поставлено, а затем запрещено «Доходное место» А.Н.Островского с Андреем Мироновым в роли Жадова. Этот запрет – одна из вех наступившего застоя. Захаров сумел не только пережить расправу со смелым спектаклем, но через пять лет создать на обломках Театра имени Ленинского Комсомола свой собственный театр (с 1990 года – «Ленком»). Театр с замечательной командой, индивидуальным репертуаром, где советская публицистика «Автограда-ХХI» (драматическая фантазия самого Марка Захарова и Юрия Визбора) существовала наряду с классикой (вспомним удивительного чеховского «Иванова» с Евгением Леоновым в заглавной роли). Марк Захаров – родоначальник спектаклей и фильмов, где музыка играла совсем особую роль. Рок-опера «Юнона и Авось» А.Рыбникова и А.Вознесенского, имевшая мировой успех, телефильм «Обыкновенное чудо» – непревзойденные шедевры, на которых выросло несколько поколений.

Спектакль «Диктатура совести» по пьесе М.Шатрова, родившийся из опьянения временем, многим мог казаться конъюнктурным, но он, безусловно, стал одним из символов второй оттепели-перестройки. Там, на сцене «Ленкома», вероятно, и возник иммерсивный театр, когда зрители вставали со своих мест и входили в контакт с артистами на сцене, рассказывая личные, выстраданные истории.

Каждый может перечислить десятки значимых спектаклей Марка Захарова, таких как «Тиль» Г.Горина по Ш. де Костеру, «Вор» В.Мысливского, «Жестокие игры» А.Арбузова, «Оптимистическая трагедия» В.Вишневского, «Три девушки в голубом» Л.Петрушевской, «Поминальная молитва» Г.Горина по Шолом-Алейхему, каждый раз с ансамблем изумительных артистов, среди которых Инна Чурикова, Евгений Леонов, Олег Янковский, Александр Абдулов, Николай Караченцов, Елена Шанина.

Сегодня само творчество Марка Анатольевича становится историей, историей отечественного театра XX–XXI веков.

Редакция «ЭС»