Ждем перемен

Фестиваль “Кубань театральная” имени Михаила Куликовского существует уже около четверти века. Подобные областные фестивали есть во многих регионах России. Раз в два года проводился смотр профессиональных театров: музыкальных, драматических, кукольных. По его итогам определялся ряд номинаций и победителей. Причем театры сами делегировали своих номинантов.

В 2012 году произошла серьезная реорганизация. Новый арт-директор Ольга Никифорова, при активной поддержке Министерства культуры края, предложила новую композицию фестиваля, разделив его на два этапа. Первый сохранил свой региональный статус. В нем по-прежнему участвуют театры Краснодарского края: Краснодара, Туапсе, Армавира, Майкопа. Вот только в качестве жюри (тех, кто отбирает участников и определяет лауреатов) были приглашены театральные критики из Москвы, Петербурга, Перми: Глеб Ситковский, Ольга Егошина, Ирина Алпатова, Евгения Тропп, Елена Третьякова, Татьяна Тихоновец и другие. Таким образом, фестиваль превратился в скромное подобие “Золотой Маски”. Это важно – “сверить часы”, понять характер художественных запросов “центра”.
Для того чтобы усилить ощущение себя в контексте, придумали второй – всероссийский – этап. Он прошел в ноябре, когда в Краснодар с культуртрегерской миссией явились “Школа драматического искусства”, “Театр п/р О.Табакова”, МХТ имени А.П.Чехова (Москва), Большой театр кукол (Санкт-Петербург). В рамках второго этапа состоялись мастер-классы (по свету, речи, PR-технологиям в театре) выдающихся театральных практиков, педагогов Школы-студии МХАТ и т.д.
Искусная продуманность программы заключалась в том, чтобы в ряд приглашенных “тяжеловесов” с их, может быть, не самыми значительными, но зато сугубо зрительскими спектаклями, такими, как “На всякого муд-реца довольно простоты” с Сергеем Безруковым, аккуратно “ввинтить” диверсантов, вроде “Чуда со щеглом” ШДИ или “Покупки меди” театра “Экспериментальная сцена” под руководством Анатолия Праудина. Или показать спектакли БТК с их минимализмом и изобретательностью выразительных средств.
Дело было довольно рискованное. Потому что Краснодарский край привык к другому театру. Театральная Кубань – почва, которую надо будет еще долго и в высшей степени осторожно разминать, удобряя в минимальных дозах такими, например, спектаклями, как открывшее фестиваль “Чудо со щеглом” Александра Огарева. Такие работы можно услышать, лишь развивая музыкальный слух, они воздействуют не смыслами, не открытыми эмоциями, а ритмами стиха Арсения Тарковского, импрессионистичной сменой настроений, прихотливостью пластического рисунка, “ускользающей красотой” актрис ШДИ. Поначалу зрители с некоторым недоверием прислушивались к спектаклю, не сразу уловив законы, по которым он создан.
У краснодарского театра и его публики другой менталитет. Здесь если любовь, то с первого взгляда и на разрыв аорты, уже со второго способная превратиться в ненависть; нет вкуса к “полутонам”, интеллектуальной рефлексии. Та же витальность свойственна и актерской манере. Поэтому неожиданно тепло была встречена “Покупка меди”, спектакль-мастер-класс Анатолия Праудина, по теоретическим текстам Бертольта Брехта. Интернет бизнес журнал Элементарно, Ватсон открыт. Если вы ищите новости из мира бизнеса, читайте новый бизнес журнал. А все потому, что, заявив (от лица одного из персонажей) знаменитую формулу брехтовского отстранения: мол, плох тот спектакль, который заставляет сопереживать настолько, что у вас гаснет сигарета и остывает кофе, лукавый режиссер и его актеры сделали все, чтобы зрители напрочь забыли про свой “кофе”. Это и произошло, когда Маргарита Лоскутникова в сцене из “Страха и отчаяния в Третьей империи” сыграла еврейку Юдифь, “проигрывающую” заранее сцену воображаемого расставания с мужем-немцем. Хрупкий образ, трепет нежного, но храброго сердца, готового сделать первый шаг к разрыву, не дожидаясь, пока любимый человек сам будет вынужден предать, совершенно вытеснили ироничный брехтианский комментарий.
Для понимания значения фестиваля надо иметь в виду, что щедрый Краснодарский край никогда не был передовым по части театра. И если на музыкальных подмостках случались прорывы (эпоха Бориса Цейтлина, эпоха Юрия Григоровича), то драматический театр долго был неконкурентоспособен. Из недавних предпосылок театрального движения на Кубани – приглашение Александра Огарева в качестве главного режиссера Краснодарского театра драмы имени Горького. Знак поддержки – премия за режиссуру “Гамлета” по итогам фестиваля.
Татьяна ДЖУРОВА
«Экран и сцена» № 24 за 2012 год.