Да будет цвет!

Кристофер Беркетт на съемках на Аляске

Кристофер Беркетт на съемках на Аляске

В столичной Галерее классической фотографии – выставка американского фотографа Кристофера БЕРКЕТТА “Блистательный цвет”. Здесь собрана самая, пожалуй, полная коллекция его работ за последние несколько лет. Блистательных работ.

Беркетта называют “гуру цвета”. В его пейзажных снимках – уникальное сочетание технического мастерства печати (оставим это для профессионалов), о котором, кстати, он не очень-то любит распространяться и даже на мастер-классе в Галерее уклонялся от ответов на подобные вопросы, и особое видение окружающего мира. Это истинная красота природы, на которую (и на красоту, и на природу) мы порой не обращаем внимания. Весна, лето, осень, зима… и снова весна. И этой сменой времен года, круговоротом в природе Беркетт вдохновенно делится с другими.

“Мои фотографии – не механические репродукции, а образы, в которые я вкладываю свое сердце и душу в надежде, что люди, увидевшие их, смогут почерпнуть в них вдохновение…”

Много-много лет назад Кристофер вместе с женой, оставившей ради него свою работу, отправился в путешествие по Северной Америке и Канаде. От одного кемпинга к другому. Пять месяцев. Когда закончились деньги, вернулись. Не с пустыми руками, а с потрясающими снимками.

А на снимках – высоченные ели, запорошенные снегом и одинокая ель в оси-новой роще. Волны, накатывающие на берег в вечернем свете и старая секвойя на закате. Ковер из розовых плавающих листьев. Кувшинки, клен цвета вишни, калифорнийский вереск, заросли зеленой чемерицы и синий лед на Аляске. Грозовое небо, брусничные поля, цветущий кизил – белый и розовый, скалистые каньоны, песчаные дюны, золото листьев, верхушки деревьев, панно из ракушек, радуга, нежность лилий. Все, что вокруг, – надо только остановиться и увидеть. Глаз не оторвать.

Небольшой комментарий к фотографиям с осенней брусникой. Они с женой разбили лагерь совсем рядом с брусничным полем и находились там с утра до вечера. Съемкам на рассвете Кристофер уделял особое внимание, поскольку иней, намерзающий по ночам, искрился в предрассветных лучах солнца, подчеркивая не только форму, но и цвет растений. “Через несколько дней мне все-таки удалось просчитать, где в очередной раз взойдет солнце и как разбегутся его лучи по полю. За четыре дня было отснято пятьдесят кадров. Я еще никогда не делал столько снимков одного сюжета”, – вспоминал Беркетт. Снимает он на пленку, сам проявляет, сам печатает. Ручная работа.

А “сияющие листья” получились, когда последние лучи солнца, пронзившие кроны деревьев, смешались с холодным синим цветом неба.

Кристофер похож на сказочника – добродушное лицо, седые волосы, седая борода и усы, круглые очки. Вдохновения, энергии, энтузиазма ему не занимать. Остановить творческий процесс может лишь одно – запас уникальной бумаги Cibachrome, которую перестали производить еще в 2012 году. И вот когда Беркетту в своей фотолаборатории в последний раз придется выключить фотоувеличитель, то настанет “конец прекрасной эпохи”. Но он обязательно найдет выход из положения.

Алена ДМИТРИЕВА

«Экран и сцена»
№ 14 за 2019 год.