Первая пятилетка

Московский еврейский кинофестиваль отметил свой первый юбилей. Более 35 показов, 30 образовательных мероприятий прошли на восьми столичных площадках: в киноцентре “Октябрь”, кинотеатре “Космос”, кинотеатре “Звезда”, ЦДК, ГУМ Кинозале, Еврейском музее и центре толерантности, Московском еврейском общинном центре, издательстве Книжники. У зрителей также была возможность пообщаться с создателями фильмов.

Егор Одинцов, генеральный продюсер фестиваля: “В 2015 году состоялся первый Московский еврейский кинофестиваль. На нем было показано 20 фильмов, его делала команда из 4 человек. А сегодня в нашей программе почти 60 фильмов, а в команде – 20 человек. За четыре года МЕКФ посетило более 20 000 человек”.

Тимур Вайнштейн, председатель жюри основного конкурса, генеральный продюсер телекомпании НТВ: «Фестиваль с каждым годом становится все престижнее и профессиональнее. Желаю, чтобы к словам “московский еврейский фестиваль” добавилось слово “международный”. Потому что де-факто это уже так – 10 стран прислали свои фильмы, в жюри – профессионалы международного уровня».

Ваня Боуден, программный директор фестиваля: “Мне по-прежнему важно выбирать для наших зрителей спорное кино, которое хочется обсуждать, актуальное для московского прихотливого зрителя”.

На открытии 5-го МЕКФ режиссеру Дмитрию АСТРАХАНУ (по решению общественного совета фестиваля) был вручен почетный приз за выдающийся вклад в развитие еврейского кино в России.

Режиссер Шон Снайдер (США), приехавший на открытие 5-го МЕКФ, участвовал в основном конкурсе со своей первой полнометражной лентой: «“В прах” – очень странный и личный фильм. Мне приятно представить картину на другом конце света, в России».

Московский еврейский фестиваль продемонстрировал чрезвычайное разнообразие фильмов еврейской тематики – магистральные темы их сюжетов совсем не сводятся к национальным стереотипам. К примеру, в конкурсной программе – семь полных метров, снятых в пяти странах мира (США, Израиль, Польша, Словакия и Эфиопия) в самых разных жанрах: политическая (“Неортодокс”) и черная (“В прах”) комедии, роуд-муви (“Переводчик”), драмы взросления (“Красная корова”, “Инжир”) и даже мультфильм (“Седер-Мазохизм”).

В жюри основного конкурса под председательством Тимура Вайнштейна работали продюсер Артем Васильев, режиссер и сценарист Нигина Сайфуллаева, продюсер Стивен Мао, актриса Светлана Устинова, режиссер Никита Лаврецкий, писатель Жаклин Семха Гмах, журналист, кинокритик Ник Холдсворт. Члены жюри документального кино – продюсер Евгений Гиндилис, режиссер Георгий Молодцов, кинокритик Денис Катаев. Члены жюри конкурса игрового короткого метра – продюсер Дмитрий Якунин, режиссер Кирилл Васильев, продюсер Янна Буряк.

 ЛАУРЕАТЫ 5-ГО МОСКОВСКОГО ЕВРЕЙСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ

Лучший фильм – “НЕОРТОДОКС”, режиссер Элиран Малка, Израиль

Лучший полнометражный документальный фильм – “АДВОКАТ”, режиссер Рэйчел Ли Джонс, Израиль/Канада/Швейцария

Лучший короткометражный документальный фильм – “СЫН МОЕГО ОТЦА”, режиссер Гиллель Рейт, Израиль

Лучший короткометражный игровой фильм – “ТРАВЕЛОГ ТЕЛЬ-АВИВ”, режиссер Самюэл Патти, Швейцария

Приз жюри – “В ПРАХ”, режиссер Шон Снайдер, США

Приз имени Якова Каллера за лучший российский фильм года на еврейскую тематику получила картина Алексея Федорченко “ВОЙНА АННЫ”

Специальный приз “Выбор оргкомитета” (вручался впервые) – режиссеру Нине Пэйли, автору анимационного полнометражного фильма “СЕДЕР-МАЗОХИЗМ” (США)

Главный раввин Российской Федерации Берл Лазар вручил режиссеру фильма “СЕФАРАД” Луису Исмаэлю (Португалия) специальный приз фестиваля “За вклад в сохранение сефардской культуры и истории”

 ***

Интересной и познавательной была и внеконкурсная программа 5-го МЕКФ. Герой документальной картины Джеймса Л.Фридмана “Карл Леммле” – немецкий иммигрант еврейского происхождения, создатель знаменитой киностудии “Universal”, успешный предприниматель, новатор, который не побоялся нанимать женщин на должности режиссеров, операторов и сценаристов. В 30-е годы Леммле помог вывезти из Европы в США более 300 еврейских семей, спасая их от нацистского произвола. Карлу Леммле “обязаны” своим появлением на экране культовые голливудские монстры Дракула и Франкенштейн.

Мощный заряд позитива получили зрители не только от просмотра, но и от презентации российской комедии “Новогодний ремонт”. Дело там вот в чем… Пришли как-то русский депутат, учитель-еврей и армянин, владелец ресторана, помочь красавице Маргарите с ремонтом. А тут еще из Штатов прибыл афроамериканец с предложением жениться…

В основе “Новогоднего ремонта” – пьеса “Братство Маргариты” Эдуарда Тополя, он же соавтор сценария. Любопытно, что режиссер картины Артур Пинхасов – хирург-имплантолог, действительный член израильской стоматологической ассоциации. С 2013 года успешно совмещает медицину и кино.

Вероника САРКИСОВА
«Экран и сцена»
№ 13 за 2019 год.