Детский театр без границ

• Сцена из спектакля “VVV+v”. Фото из архива фестиваляНазвание фестиваля, недавно завершившегося в Вильнюсе, “Kitoks teatras vaikams” – на русском звучало бы как “Другой театр для детей”. Девять спек-
таклей в афише, труппы из четырех стран, тематические мастер-классы в офф-программе. Все это происходило с 15 по 20 января на двух площадках культурного центра “Menu spaustuve”, уже более десяти лет существующего в центре литовской столицы.
Можно отметить сразу два фактора, по которым для российского театрала этот фестиваль несомненно ДРУГОЙ. Во-первых – довольно рискованное время проведения (самое начало финансового года и вскоре по завершении новогодних праздников). Во-вторых – свободные площадки такого рода, как “Типография искусств” (организаторы этого культурного центра, придумавшие ему название, говорят, что в нем зашифрована одна из целей: воспроизведение, распространение искусства), в нашем восприятии связаны с “недетскими” явлениями новой драмы, документального или концептуально-пластического типа театра.
Когда-то всю немалую территорию, где сейчас расположилась “Типография искусств”, действительно занимала типография – здесь, в частности, печаталась вильнюсская версия газеты “Правда”. Потом, когда типографские технологии середины ХХ века устарели, печатное производство переехало в другие здания, здешние помещения опустели и понемногу превращались в руины. Но в конце 1990-х сюда впервые пришли две независимые театральные труппы, а с 2002 года здесь начала работу “Типография искусств”. Учредителями стали вильнюсская мэрия, два упомянутых негосударственных коллектива и вильнюсское отделение Фонда Сороса. А главной задачей – поддержка независимых театральных трупп, во множестве произрастающих в Литве. “Типография искусств” (около четырех тысяч метров полезной площади) за самую минимальную арендную плату предоставляет своим резидентам (так называют коллективы, которые нашли здесь приют) офисные помещения, репетиционные залы, сценические площадки (нет только складов, поэтому предпочтение отдается тем, кто работает в стиле постановочного минимализма). Резидентскими программами деятельность центра не исчерпывается. Здесь, например, действует проект “Открытое пространство” – он дает возможность режиссерам-дебютантам создать и показать свои первые постановочные опыты.
Йолита Баландите (выпускница продюсерского факультета ГИТИСа, менеджер “Типографии искусств”) рассказала о том, как три года назад родилась идея фестиваля:
“У нас в Литве не так много профессионалов, которые специализировались бы в области театра для детей. Поэтому мы решили обратить на него внимание. Есть это прекрасное здание, есть такое время, когда новогодние праздники закончились, дети возвращаются в школу, а мероприятий для них уже немного. Кроме того – среди наших резидентов есть такие, кто создает для детей художественный “продукт”, который отличается от традиционного театра. И, конечно, мы думаем о будущем, о том, что зритель придет на фестиваль, потом вырастет и вернется, чтобы посмотреть уже спектакль для взрослых…
Проводить фестиваль в середине января – это, конечно, риск. Мы ведь еще не знаем точно, получим ли на него государственное финансирование.
Первый фестиваль был особенно рискованным, и совсем “зеленым”, в нем участвовали только наши резиденты, которым мы могли гарантировать лишь процент от продажи билетов. И хотя билеты у нас совсем недорогие, а залы небольшие (на 50 и 200 мест), все согласились. Во второй раз мы решили, что не стоит рассчитывать только на поддержку государства, и нам очень помог Фонд Сороса. Мы получили от них помощь, и удалось привезти театры из Клайпеды, и даже одну труппу из Италии – это было уже начало международного фестиваля.
“Другой театр для детей” очень вырос за три года и стал полноценно международным. Программа нынешнего фестиваля обогатилась благодаря сотрудничеству со скандинавскими театрами. На мой взгляд, скандинавы могут служить примером того, как надо делать театр для детей, как учитывать особенности детского восприятия в разных возрастных группах. И сейчас в нашей афише датский спектакль для самых маленьких, шведский – для детей от шести лет и норвежский – для тинейджеров”.
Принципиально ориентированный на поддержку самобытных форм сценического творчества, культурный центр и свой фестиваль назвал весьма принципиально. Йолита Баландите расшифровывает название так: “Это театр других форм, который отличается от того традиционного театра для детей, на котором большинство из нас выросло. Прежде всего – другой способ общения со зрителем. Не тот, когда на сцене идет действие, а мы только слушаем и воспринимаем. А тот, что разрушает воображаемую стену между сценой и залом. Например, вы увидите в программе спектакль “VVV+v”, где границы между действием и игрой вообще нет, зрители сидят на сцене и вместе с артистами сотворяют из веревки весь сюжет”.
Интерактивный спектакль (представление? игра? перформанс?), который привезла из Клайпеды труппа с концептуальным названием “Рыбий глаз” (основная специализация молодого коллектива – современный танец), и правда выглядел необычно. Действие фактически началось в фойе, куда вышел один из двух исполнителей (Пятрас Лусаускас и Дарюс Берулис), предложил всем присутствующим взяться за веревку и так, гуськом, пройти в зал. Там зрители расселись на подушках, и белая веревка в их руках очертила на черном полу сцены большой эллипс, внутри которого игра продолжилась. Под руководством артистов участники действа постигали выразительные возможности “Веревки-веревочки” (так, кратко, можно перевести название спектакля): морская волна, электрический провод, скакалка, дерево с корнями и ветвями… Белая гибкая линия в черном пространстве сцены обладает массой игровых возможностей, позволяющих привлечь аудиторию к сотворчеству, спровоцировать на импровизацию. В то же время нельзя было не убедиться, что даже такая свободная форма должна опираться на хорошо продуманную сис-тему образов, иметь в своей основе какие-то невербальные драматургические связи, которые направляли бы взаимодействие исполнителей с залом, делая его не только разнообразным, но и осмысленным.
Критерии, по которым фестивальные спектакли можно отнести к категории “другого” театра, не назовешь излишне жесткими. Так, “Красная шапочка” из Клайпеды – спектакль с перчаточными куклами на ширме – демонстрирует вполне характерные авторские черты: яркие краски, лаконичная условная сценография, экспрессивная ироничная манера работы с куклами, активная интерпретация первоисточника (знакомая сказка претерпела, как это неизменно случается в спектаклях Клайпедского кукольного, весьма значительные драматургические трансформации). Но здесь же – и новые для постановщиков приемы (режиссер Гинтаре Радвилавичюте чаще всего задействует “живой план”, который здесь отсутствует, и, в соавторстве с художником Викторией Дамбраускайте впервые использует такой материал, как войлок). Все это в совокупности состав-ляет ярко индивидуальный облик театра, конечно же, “другой”, отличный от прочих литовских кукольников. И формулировка вполне правомочна в этом случае как выражение “неодинаковости”, разнообразия постановочных почерков и эстетических концепций коллективов-участников.
Среди них, помимо танцевальных и кукольных, были и драматические.
Например – известный не только литовским, но и российским зрителям, обладатель высшей награды Министерства культуры Литвы, Золотого креста сцены, театр “Цезарио групе” (названный по имени основателя и художественного руководителя Цезаря Граужиниса). Труппа с вполне солидным “взрослым” репертуаром обратилась к “детскому” уже во второй раз, и спектакль-комикс “Суперагент 000” (режиссер Антанас Глушкинас, художник Рута Лечайте) оказался несомненно более удачным, чем предыдущий “Лай-лай-лай” (по мотивам литовской мифологии). Герои фестивального спектакля, комично условные, одетые в почти клоунские яркие костюмы, рождены воображением мальчишки, наблюдающего за бытовыми перепалками деспотичной мамы и комично беззащитного папы. Попадая порой под родительскую “горячую руку”, маленький одинокий мечтатель создает в своих фантазиях образ “идеальной семьи”, с насыщенной героическими приключениями жизнью. Артисты – обаятельные, прекрасно оснащенные технически – все же пока еще не вполне свободно чувствуют себя в поле детского театра, но уже очевидно распробовали его вкус, визуализируя в эксцентричном сценическом тексте “ходульных” персонажей современного мифа (все-таки скорее анимационного, чем журнального): супергероя с толщинками-мускулами и непоколебимо идеальным пробором, белокурую красотку-”барби” в розовой пачке, злодейку “бабусю-ниндзя” с японистыми шпильками в растрепанной седой прическе… И, судя по реакции зала, совпадение вкусов действительно произошло, поиск общего языка с юной аудиторией принес результаты.
Одним из достижений третьего фестиваля организаторы считают то, что на это раз им удалось снабдить его офф-программой из мастер-классов, максимально связанных со спецификой спектаклей. Например, после представления “Суперагента 000” зрителям рассказали об истории комиксов, и все желающие смогли научиться рисовать их. А те, кто посмотрел кукольную “Красную шапочку”, отправились осваивать мастерство валяния из войлока. И так далее.
Театроведческое и зрительское любопытство, разумеется, не могло бы удовлетвориться тремя спектаклями программы. Но, увы, гостеприимный Вильнюс при-
шлось покинуть, освоив лишь малую ее часть, не дождавшись “Сказки королей” – заключительного спектакля, премьеры “Настольного театра”, талантливейшего кукольного коллектива, неоднократного участника фестиваля “Московские каникулы”. Но, конечно же, с пожеланием успешного роста “Другому театру для детей” и надеждой на новые встречи.
Анна КОНСТАНТИНОВА
«Экран и сцена» № 2 за 2013 год.