Начинают и выигрывают

Ребел Уилсон и Энн Хэтэуэй в фильме “Отпетые мошенницы”

Ребел Уилсон и Энн Хэтэуэй в фильме “Отпетые мошенницы”

“Отпетые мошенницы”. Режиссер Крис Эддисон

В фильме “Отпетые мошенницы” две главные героини. Различия между ними не просто очевидны – они подчеркнуты двумя жирными и двумя волнистыми линиями, чтобы ни один рассеянный зритель не пропустил. Одна из них представляется как Жозефина Честерфилд (Энн Хэтэуэй), вторая – просто Пенни, даже без фамилии (Ребел Уилсон). Одна – изысканная тоненькая брюнетка, которая всегда заказывает салат “Цезарь”; обед второй, совсем не тоненькой, состоит из тройного бургера, картошки, луковых колец, креветочного коктейля и трех кусков торта.

Жозефина одевается очень элегантно. Пенни предпочитает спортивный, местами обтягивающий стиль. Они обе – достаточно успешные аферистки.

Пенни работает с простодушными небогатыми мужчинами; переписывается с ними в интернете от имени пышногрудой и стройной красотки Мэдисон, а потом является на встречу, представляется подругой Мэдисон и просит для нее пятьсот долларов для операции по увеличению груди.

Мужчин Пенни подбирает ну совсем простодушных, которые не в состоянии логически мыслить и поэтому деньги дают. Ее принцип – если мужчины пользуются женщинами и обманывают их, то не грех и мужчин обмануть и как следует попользоваться ими. Ею движут чувства. Отправляясь на встречу в бар, Пенни не всегда уверена, что так уж хочет облапошить жаждущего любви мужчину, она может и передумать. Но когда видит на его лице гримасу разочарования (она совсем не похожа на найденное в интернете фото Мэдисон), то в душе девушки закипают обида и ярость, и пятьсот долларов перекочевывают в ее карман или на карту. А если приходит полиция,то у Пенни есть специальное мусорное платье, в котором очень удобно прятаться на помойке среди черных блестящих мешков с отбросами.

У Жозефины полет повыше. Она обитает на юге Франции, в курортном городке Бомонд-сюр-мер, где водятся богатые и очень богатые отдыхающие. У нее есть классификация мужчин и методы обращения с ними, вроде “ему немного подпоешь и делай с ним, что хошь”. Она умеет притворяться и разорившейся графиней, брак с которой составит честь любому бизнесмену, и глупой американочкой: “Вы из Дании? Как Русалочка, да?”, путающей в казино фишки с картонными подставками для стаканов.

Принцип Жозефины – обмани того, кто врет сам. Ею движет логика. Жозефина просчитывает свои действия на несколько ходов вперед, удачно инвестирует добытые средства, и ей никогда не жалко тех, кого она лишает сбережений. Полиция иногда приходит, но исключительно по просьбе Жозефины, потому что инспектор полиции прелестного городка (Ингрид Оливер) мало того что влюблена в очаровательную брюнетку, так еще и регулярно получает от нее хорошие деньги.

Титры “Отпетых мошенниц”, идущие в начале фильма, сопровождаются анимацией: нарисованные тонкая брюнетка и полная блондинка борются, оттесняют друг друга, толкают, пихают, но, в конце концов, оказываются связанными красной ленточкой.

Это краткий пересказ отношений Жозефины и Пенни, которые в какой-то момент становятся соперницами. Пенни приезжает в город Жозефины и начинает действовать простыми привычными методами – правда, она уже не просит денег на увеличение бюста, зато рассказывает о своей несчастной сестре, которой не то надо оперировать заячью губу, не то спасать от торговцев живым товаром. Мужчинам приятно чувствовать себя героями и спасителями, и Пенни удается где бесплатно пообедать, где разжиться небольшой суммой.

Главная тактика Жозефины – в том же: мужчины бывают разные, но все-таки основной их части приятно чувствовать себя героями и спасителями, а еще им чрезвычайно трудно представить, что женщина может быть умнее их. Но все же благотворительная жилка в отдыхающих богачах бьется не так сильно, и, оказав помощь одной девушке, они могут не захотеть тут же облагодетельствовать другую. Так что Пенни сильно мешает Жозефине.

Если бы Жозефина зашла на территорию Пенни, блондинка начала бы действовать в своей грубоватой манере – отмолотила бы соперницу и повыдергала бы ей волосы. Вот поэтому у Пенни всего пятьсот тысяч долларов на счету против двадцати девяти миллионов Жозефины. И у брюнетки иная тактика: она пробует подружиться с Пенни, берет ее в свои ученицы, и разыгрывает вместе с ней красивый проект “Властелин колец”. Когда очередной богатей делает Жозефине предложение, та знакомит его со своей сумасшедшей сестрой (ее талантливо изображает Пенни), и богатей бежит, забыв забрать помолвочное кольцо, а оно, как правило, стоит целое состояние.

Но быть в ученицах Пенни не нравится, она хочет быть Белой королевой аферы, не уступая Черной, а в идеале – и вовсе приблизиться к знаменитой аферистке Медузе, которую давно никто не видел, но она прославилась тем, что могла “одним взглядом заморозить мужику счета”.

Пенни снова начинает активно мешать Жозефине, и девушки заключают пари: кто первым разведет первого же попавшегося миллионера на пятьсот тысяч, тот и выиграл. Попадается айтишник Томас (Алекс Шарп), автор мегапопулярного приложения “Я-хам”: “Если надо обидеть друзей в интернете, ты просто кликаешь по клавише, и через пять минут друзей у тебя нет”. Пенни стандартно бьет на жалость, рассказывая не только про больную сестру, но и про собственную психосоматическую слепоту, которую может вылечить только таинственный психиатр Шауфхаузен, чей цикл консультаций стоит как раз полмиллиона. Но Жозефина умнее, она притворяется этим самым психиатром, и методы лечения использует чрезвычайно жесткие.

Пенни терпит все – на кону стоит хлебное место и богатая жизнь в перспективе. При этом сам Томас ведет себя ласково и самоот-верженно, ссылаясь на бабулю, учившую его хорошему. И через некоторое время девушки делают предметом спора не деньги Томаса, а его самого, и в борьбу включаются не только их мозги, но и их тела.

Поставил комедию дебютант Крис Эддисон, раньше работавший режиссером на разных сериалах. Авторов сценария четверо, и женщина среди них только одна. Среди продюсеров, в списке которых есть и Ребел Уилсон, мужчины тоже преобладают. Поэтому можно считать веянием времени то, что героини фильма что-то из себя представляют, а вот герои – нет.

Все мужчины, с которыми взаимодействуют Жозефина и Пенни, выглядят не очень умными, чрезвычайно доверчивыми, озабоченными только сексом людьми. Управлять такими элементарно, и довольно трудно понять, во-первых, каким образом им удалось заработать свои огромные состояния и высокие чины, а во-вторых, с какой стати им отдавать последние деньги малознакомой интернет-красотке, когда этих красоток в интернете пруд пруди.

Если верить посылу Криса Эддисона, то все мужчины на свете очень добрые, всегда готовые помочь и не особенно умные. Возможно, это идеал. Если бы они действительно оказались такими, то на земле почти не было бы войн и политических афер. Но войны и аферы есть, и Эддисон снимает не сказку, оттого буквально на последних минутах фильма сюжет делает два лихих поворота – их можно было бы озвучить так: “Нет, все-таки выходит, что мужчины хитрее женщин!” – “А, нет, не хитрее”. За эти десять минут оказывается, что мужчины режиссером реабилитированы – не такие уж они глупые и доверчивые и к тому же способны оценить искренность и тепло.

Ребел Уилсон постоянно снимается в комедиях, где искренность и тепло ее героинь притягивают мужчин куда сильнее, чем безупречные тела ее соперниц. Было бы странно, если бы в “Отпетых мошенницах”, где она не только исполнительница главной роли, но и продюсер, дела обстояли бы иначе.

Однако не успокаивает веселый простецкий финал, где задорная Пенни учит своих подельников грубым приемчикам, и мусорное платье у нее не блестящее черное, а блестящее золотое, поскольку прятаться теперь надо не на помойке, а среди подарков под уличными рождественскими елками.

Чувства чувствами, а логика для хорошего афериста важнее, и у Жозефины припрятан мощный туз в рукаве: некий труп, который должен всплыть к весне, и его появление надо на кого-то свалить. А бабуля, учившая внучка-айтишника добрым вещам, и есть та самая Медуза; и кого она предпочтет на старости лет – простую и искреннюю невестку или невестку с двадцатью девятью миллионами, – не сразу и поймешь.

Жанна СЕРГЕЕВА

«Экран и сцена»
№ 10 за 2019 год.