Бесконечный Weekend

Сцена из спектакля “Томми”. Фото А.БРЮХАНОВОЙ

Сцена из спектакля “Томми”. Фото А.БРЮХАНОВОЙ

До финальной церемонии вручения премий предстоят самые напряженные две недели. Позади остались внеконкурс-ные программы. Аншлаги на “Золотой Маске” – дело привычное. Однако зрительский успех “Детского Weekend’а” – успех особого рода. Он далек от таких мотиваций как возможность увидеть живого кумира, побывать на спектакле престижного театра. Целевая аудитория программы – дети и их родители. Выходные дни отданы не только просмотру, но и активному обсуждению спектаклей.

В прошлом году на пятом по счету “Weekend’е” возникла идея Лаборатории, посвященной современной детской литературе, отечественной и переводной. Материал для режиссеров выбирали профессионалы-эксперты – известный переводчик Ольга Варшавер и литературный критик, начинающий драматург Дарья Вандербург. Они составили список наиболее значимых книг. Режиссер Катя Корабельник предложила свое название – “Дети ворона” Юлии Яковлевой. Ее предложение было поддержано. Три спектакля, выросшие из эскизов лаборатории, вошли в программу нынешнего года. Впервые на фестивале были показаны работы, инициированные “Золотой Маской”. Мы беседуем с Алексеем ГОНЧАРЕНКО – одним из кураторов “Weekend’а” – об итогах и перспективах акции.

– Большая часть программы была посвящена подросткам. Молодым режиссерам интереснее работать с материалом, адресованным именно этой возрастной категории.

– Безусловно. На первой лаборатории режиссеры выбрали книги для подростков. В итоге получились спектакли, заметно отличающиеся от эскизов. Время пошло им на пользу. В “Считалке” Жени Беркович по прозе Тамты Мелашвили появилась важная финальная часть, необходимый эпилог, на который у режиссера просто не хватило времени во время лаборатории. В “Детях ворона” Кати Корабельник сильно поменялась визуальная составляющая. Наташа Пахомова ввела в свой спектакль “Мучные младенцы” еще одну линию сюжета: появился герой, который был купирован в эскизе.

– Важно, что жизнь этих спектаклей продолжается.

– В прошлом году Борис Павлович Голдовский, худрук Московского театра кукол, пришел на показы лаборатории. Эскиз “Мучных младенцев” Натальи Пахомовой показался ему интересным. Спектакль взяли в репертуар МТК. Евгений Худяков с самого начала был продюсером “Детей ворона” (сейчас спектакль идет в ЦИМе). “Считалку” Жени Беркович можно увидеть в Боярских палатах СТД.

– Все три работы сделаны на материале, непривычном для детских зрелищ, они посвящены трагическим, болезненным темам, таким как судьба детей “врагов народа” во времена сталинского террора, войны в Абхазии в 90-е годы.

– Тем не менее, они популярны, хотя, к примеру, “Считалка” вызывает споры: “Насколько можно считать этот спектакль детским”? Мне кажется принципиальным, чтобы на “Weekend’е” были показаны примеры хорошего театра, который интересен и взрослым, и подросткам.

– Интересно, что на этот раз участвовало еще несколько спектаклей по прозе. “Цацики идет в школу” по Мони Нильсон-Брэнстрем Хабаровского ТЮЗа и “Я – тормоз” по Нине Дашевской Новгородского театра “Малый”.

– Так получилось непреднамеренно. Уже сложив программу, мы с Анной Казариной и Мариной Шимадиной поняли, что ее темой становится хорошая литература для детей издательства “Самокат”. Оказалось, что и у издательства, и у авторов есть большой интерес к театру.

– Современная пьеса для подростков была представ-лена в спектакле “Томми”, выпущенном на Новой сцене Александринского театра, – явном фаворите фестиваля. Давно я не видела такого взволнованного зрительного зала, после финала горячо обсуждавшего постановку.

– Нам пришлось прервать обсуждение, потому что оно оказалось длиннее, чем спектакль.

– Чем вы объясняете успех “Томми”?

– Пьеса Анастасии Букреевой захватывает несколько сложных и важных тем. Ее герой – инвалид. Его отношения с родителями, с одноклассниками драматичны. Антон Оконешников предлагает очень интересное визуальное решение.

– Режиссер называет форму спектакля “скайп-трансляцией”.

– Публика смотрит видео в реальном времени. В спектак-ле есть тема суицида, но нет безнадежности. Речь идет о том, что подростку необходимо понять ситуацию, принять ее, не ожесточиться.

– Я очень рада, что Антон Оконешников продолжает работать для детей. До мельчайших подробностей помню его “Пуськи бятые” по сказкам Людмилы Петрушевской. У него чудесный юмор. И в “Томми” есть ирония, моменты волшебства.

– Настя Букреева говорила на обсуждении, что современность по-настоящему чувствует человек, которому от 12 до 18 лет. Услышав его, его проблемы, можно понять, о чем нужно писать пьесы сегодня. Мне очень жаль, что “Томми” мало ставят, в отличие от “Ганди, который молчал по субботам” того же автора, широко идущего по всей стране.

– В этом году на “Weekend’е” были две лаборатории – обе посвящены драматургии для детей и подростков.

– Режиссерам предложили для воплощения пьесы “Любимовки”, героями которых стали подростки. Появилось четыре эскиза в постановке Полины Стружковой, Ивана Пачина, Данила Чащина и Виктории Печерниковой – получились почти готовые, полноценные спектакли.

– Есть ли надежда, что эти работы мы увидим на сцене?

– Оптимистичный прошлогодний опыт показывает, что такое возможно. Откликнулись продюсеры, руководители театров, не только столичных. Идут переговоры. Мы снимали спектакли на видео, поэтому у режиссеров будет что предлагать театрам.

– Сегодня есть молодые режиссеры, сознательно занимающиеся театром для детей. Я знаю, что кто-то из них преподает в школе, работает с детскими театральными студиями.

 – Иван Пачин преподает (кстати, автор пьесы в стихах “Хлебозавод” Алексей Олейников, которую он выбрал, тоже учитель). Виктория Печерникова ставит спектакли с детьми. Но главное, мне кажется, что режиссеры владеют той формой, на которую отзываются современные подростки. Очень радостно, что Полина Стружкова стала работать с современной пьесой. На лаборатории она показала эскиз “За белым кроликом” Марии Огневой. Выступая на “круглом столе” в рамках Академических разговоров, уже традиционных для “Золотой Маске”, она говорила о том, что “нужно пойти к детям, или найти подростка внутри себя”. Необходим диалог с подростком. Без этого ничего не получится.

Еще одну лабораторию проводил Вячеслав Дурненков – “Пьеса для детей: работа над замыслом”. Ее посвятили драматургии для аудитории 6–10+. Сегодня это самый уязвимый сегмент, театры обыкновенно ставят для них инсценировки сомнительного качества, графоманские опусы. Сложилась очень представительная команда драматургов первого ряда: Мария Огнева, Константин Федоров, Андрей Иванов. Мы надеемся, что их тексты составят программу следующей лаборатории.

– Ажиотаж вызвала лаборатория Марфы Горвиц “Когда мама была маленькой”. Наша газета писала о ней (один из первых вариантов показали на воронежском фестивале “Маршак”). Участники – мамы с детьми – в течение нескольких дней создают документальный спектакль, в котором дети “играют” истории своих родителей, приключившиеся с ними в школьные годы.

– Марфе помогают драматург Любовь Стрижак, художник Этель Иошпа и хореограф Наталья Шурганова. В соавторстве с профессионалами рождается полноценное зрелище. Не только терапевтический диалог внутри семьи. Важен не сам показ, а процесс общения с талантливым режиссером. Билеты разлетелись мгновенно. Этот мастер-класс, конечно, нужно повторять.

– Свой мастер-класс проводила Яна Тумина – “Пространство, объект, атмосфера”.

– Мы думали о том, чтобы “Детский Weekend” был не только фестивалем, но и образовательным проектом для режиссеров. Часто в спектаклях для юной аудитории возникают куклы, объекты, но использовать их умеют не все. Яна – единственный человек, который работает в визуальном театре для детей успешно. Неслучайно нашу программу завершал ее спектакль “Комната Герды”. На мастер-классе, длившемся два дня, невозможно было рассказать обо всем. Возникла идея продолжить общение. Тем более, что среди тех, кто пришел, были режиссеры, художники, способные сами создать свой авторский театр.

– Нынешний “Детский Weekend” – шестой по счету. Он не однороден. Каковы ваши приоритеты при составлении программы?

– Привлечь внимание к спектаклям, о которых еще не все знают. Вот, например, “Как найти Вифлеем” Творческого объединения “Таратумб”. Он идет в Филармонии-2. Не все туда доберутся.

– Чудесный, теплый и умный спектакль по малоизвестному рассказу Валерия Брюсова.

– Мне кажется очень важным представить в программе названия для детей, которые рождаются в серьезных драматических театрах. В театре “ОКОЛО дома Станиславского” появился очень интересный спектакль “Приключения Незнайки на воздушном шаре” Саши Толстошевой. Там много смешных гэгов, но есть смыслы, которые считывают родители. В Петербурге в театре “На Литейном” мне показалось любопытным зрелище “Я озвучиваю мультик”. У Александры Ловянниковой были прекрасные помощники: Ольга Никифорова, хорошо понимающая, что такое драматургия для детей, и художник Михаил Заиканов (участник лаборатории, помогавший Полине Стружковой и Данилу Чащину; он же – видеохудожник спектакля “Дети ворона”). В “Мультике” важную роль играет музыка Николая Морозова, он придумал впечатляющий звукоряд: мы слышим, как “звучит” город.

Будущее “Weekend’а” мне видится не как выставка достижений, а как пространство, которое будет мотивировать режиссеров на созидание. Потому так важны лаборатории и мастер-классы, помогающие рождению новых, необычных спектаклей для детей.

Беседовала Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ
«Экран и сцена»
№ 6 за 2019 год.