Еще один инструктаж

Сцена из спектакля  “Не удивляйся, когда придут   поджигать твой дом”   Фото предоставлено Русским театром Эстонии

Сцена из спектакля
“Не удивляйся, когда придут
поджигать твой дом”
Фото предоставлено Русским театром Эстонии

Год назад, в 2017-м, Русский театр Эстонии возглавил режиссер Филипп Лось. Не так давно в театр, в чьем прошлом – довольно сложная история и нетривиальный статус учреждения культуры, которое на территории нынешнего Евросоюза занимается сохранением русского языка, пришла драматург Ярослава Пулинович. Оба хорошо известны в российском театре: Лось – работами в московских коллективах и своей менеджерской деятельностью, Пулинович – как один из ярких и значимых драматургов поколения “новой волны”. В Русском театре Эстонии снова появились и современная драматургия (справедливости ради скажем, что она ставилась и раньше, когда сюда приглашали молодых российских режиссеров), и проза (например, Виктор Пелевин), и вкус к актуальным сюжетам. Идет в театре и спектакль по пьесе известнейшего современного эстонского прозаика Андруса Кивиряхка – “Похороны по-эстонски” режиссера Юллара Сааремяэ. Политика баланса между классикой и современностью и, что еще важнее, – между русским и эстонским, а шире – зарубежным репертуаром, кажется разумной сегодня, когда русское снова не популярно.

Пьеса поляка Павла Демирского “Не удивляйся, когда придут поджигать твой дом” написана при участии Паулины Муравской в 2004 году; пьеса была переведена Ириной Киселевой на русский язык и издана в “Антологии современной польской драматургии” благодаря усилиям Института Адама Мицкевича, переводчицы Агнешки Пиотровской и критика Романа Павловского, написавшего замечательное предисловие. В 2010-х, на волне успеха польского театра в России, резонансных гастролей поляков в Москву и влияния нового польского театра на российских режиссеров, обнаружился и интерес к драматургии. Дорота Масловска, Кшиштоф Бизе, Павел Саля и многие другие стали для нас открытием – открытием тем, брутального языка, героев и поэтики. Павел Демирский – из того же поколения “детей капитализма”, воспитанных уже в новой, постсоциалистической Польше. Именно с точки зрения тех, кто уже плохо помнит про советское наследие и не слишком озабочен рефлексией на военные темы, написаны их тексты – критичные в адрес современной действительности и заряженные нигилизмом по отношению к любым авторитетам, от церкви до денег.

Пьеса Павла Демирского, который к тому же и режиссер, и создатель собственного, “левого” театра, прозвучала в Малом зале Русского театра остро и универсально. Постановщик Юрий Муравицкий, получивший в 2013 году премию “Золотая Маска” за экспериментальный спектакль “Зажги мой огонь” (драматург Саша Денисова соединила в нем личные признания 30-летних актеров с фрагментами биографии рок-идолов 1960-х), а потом сделавший проект с участницами “Pussy Riot” и создавший со своими товарищами в Ростове независимый Театр “18+”, превратил сочинение Демирского в технодраму. Восемь актеров исполняют ритмизованный текст в сопровождении электронного бита: это загоняет их в жесткие рамки, подобно тому как героев Демирского жизнь и тяжелый труд загоняют в повседневное рабство.

Главная героиня, в одночасье ставшая вдовой, сыграна Карин Ламсон наивной, но упорной молодой женщиной с голосом мультипликационного Пятачка и темпераментом юной Ирины Муравьевой. Она борется с системой, ей не говорят правды, ее пытается обработать железобетонный адвокат (Алина Кармазина), ее убеждают в тщетности усилий, но она не сдается. В этом стоянии на своем нет ни грамма романтики: Демирский, а вслед за ним и Муравицкий, отдают себе отчет в бессмысленности протеста, но понимают и другое – молчать нельзя.

Сюжет о том, как на одном из иностранных заводов по производству холодильников рабочего раздавил пресс, рассказан холодно и отстраненно. В начале и в финале бравый польский управляющий (Игорь Рогачев) проводит инструктаж – как в армии, чтоб не расслаблялись. Но иногда жизнь выходит за пределы инструктажа. Реальность спрятана между строк, в диких подробностях того, как убирали тело и смывали кровь, в сентиментальных воспоминаниях о прошлом, где жена ждала мужа в субботу вечером, чтобы посмотреть фильм и поваляться в постели. Ритм, в который загнаны у Муравицкого актеры, равен безостановочному ритму заводских станков – от него сатанеют люди, которые, как и у экспрессионистов начала XX века, только страдают от машин, а не становятся свободней и счастливей. Одетые в комбинезоны (прозодежду придумал Калле Аасамяэ) рабочие, управляющие и пострадавшие живут одинаковой жизнью – вне зависимости от уровня доходов и социального статуса. И когда кто-то из них съезжает с катушек в этом стерильном, освещенном несколькими десятками вмонтированных в панель ламп (художник Пирет Пеиль), то система сопротивляется, как может, чтобы ничто живое не пророс-ло. Живое и подлинное каждый из актеров позволяет себе в отлично поставленных хореографом Ольгой Привис танцевальных номерах, в каждом из них они вольны делать то, что любят и умеют. И это выпрыгивание из накатанной колеи вызывает в зале счастливый смех и аплодисменты: у пятерых мужчин (в случае уборщика Сергея Фурманюка и рабочего Александра Домового – это настоящий отрыв) и женщины-адвоката домашние танцы получаются на ура.

“Когда невидимая рука рынка съездит тебе по роже – ты ее даже не заметишь” – спектакль прошит слоганами такого рода. Ироничные фразы из пьесы Павла Демирского звучат как антиреклама потребительского рая и создают жесткое колебание между жалостью к “униженным и оскорбленным” и трезвым взглядом на всеобщий и добровольный консьюмеризм. Так, сестра героини (Татьяна Космынина) признается, что не может смотреть на оливки в магазине, потому что помнит, каким унижениям подвергалась на итальянской плантации, где работала по найму. Оливкам отныне – нет.

Спектакль “Не удивляйся, когда придут поджигать твой дом” сделан как совместный проект Русского театра и открывшейся в декабре 2018 года нарвской площадки Vaba Lava. Премьера спектакля Юрия Муравицкого была сыграна в Нарве, восточном форпосте Эстонии, исторически крепко связанном с Россией и находящемся сегодня в тяжелом экономическом положении. Vaba Lava – отлично оборудованный, современный, многофункциональный центр, и, думается, очень важно показывать здесь искусство, которое остро и трезво (несмотря на всеобщий депрессивный крен в настроениях) смотрит на действительность. Тогда, возможно, призыв Павла Демирского проснуться вовремя окажется действенным.

Кристина МАТВИЕНКО
 «Экран и сцена»
№ 4 за 2019 год.