Никитинский в центре

Сцена из спектакля "Сонм". Фото предоставлено пресс-службой фестиваляФестиваль независимых театров «Центр» пройдет с 29 апреля по 4 мая в Воронеже.

Театральное искусство в России постепенно выходит из-под эгиды государства: появляются все новые частные студии и независимые площадки, которые учатся, как справляться без финансовой поддержки власти. Пока это кажется сложным. Но Никитинский театр в Воронеже хочет доказать и доказывает, что это возможно. Одним из инструментов развития автономного театра стал фестиваль с насыщенной программой российских спектаклей, читок, перформансов и концертов.

Никитинский выпускает спектакли в Воронеже с 2016 года. Он сразу обозначил себя как актуальная площадка, которая может работать как с классикой, так и с современной драматургией. В 2018 году театр провел первый фестиваль «Центр», где были представлены шесть постановок из Екатеринбурга, Белгорода, Петербурга, Москвы, Воронежа. После этого в Никитинском решено было создать Школу драматургии, чтобы формировать базу местных авторов. И вот 28 апреля откроется второй фестиваль «Центр», где ученики Школы покажут свои работы – читки их пьес проведут актеры Никитинского, – а на сцене выступят театры Ростова, Москвы, Петербурга, Воронежа, Екатеринбурга, Новосибирска, музыкальные группы Воронежа и Урала; на открытии покажут фильм из Ростова.

«Зачем вообще Воронежу Никитинский театр? – задает вопрос и сам на него отвечает худрук Никитинского Борис Алексеев. – Рост количества независимых театров стал символом нашего времени. Наряду с развитием альтернативной музыки, видео, юмора, с распространением интернет-медиа, возникла необходимость и в альтернативном театре. Театру нужен постоянный поиск, изменения, зрителю требуется иной взгляд, иное мнение, иной опыт. Способный возникать почти из ничего, театр также может меняться в кратчайший срок и быть свободным».

В основную программу фестиваля вошли следующие спектакли:

«Ханана» театра «18+» из Ростова-на-Дону – спектакль по пьесе главного режиссера театра Германа Грекова в постановке худрука Юрия Муравицкого, со сценографией художника Екатерины Щегловой. «Ханана» имеет четыре номинации на премию «Золотая Маска»-2019.

Авторы определяют жанр постановки как «русский гиньоль», то есть театральное представление, в котором жестокость и ужас повседневности сконцентрированы до такой степени, что зрителю становится не только страшно, но и смешно.

«Сонм» Мастерской Дмитрия Брусникина – моноспектакль Василия Буткевича о маньяке-убийце Чарльзе Мэнсоне; здесь предпринимается попытка исследовать технологию зла. Режиссер Семен Ступин.

«Мы с Семеном хотели сделать не конкретную историю о Чарльзе Мэнсоне, а рассмотреть более широкую ситуацию, как человек совершает неправильный выбор и в кого он превращается. На примере судьбы Чарльза Мэнсона, одной из самых радикальных судеб, которая может быть у человека на Земле, – мы и рассматривали проблему», – поясняет Василий Буткевич.

Из Петербурга приедет полиспектакль «Табортаборт», выпущенный на площадке «Скороход» Владимиром Кузнецовым вместе с режиссером и автором текста Артемом Томиловым. В тексте специальной фестивальной версии каждый найдет частички или весомые фрагменты собственных жизней.

«В какие моменты жизни мы задумываемся о том, что такое Я? Зачем оно, откуда, куда и для чего? В самые острые, как полагается. Или есть люди, которые практикуют такой анализ перманентно, просто проживая свою жизнь, подспудно зная, что такие вопросы есть и поиск ответов на них и создает момент “здесь и сейчас”», – говорит Артем Томилов.

Никитинский театр покажет свой новый спектакль «Цыганский барон». Режиссер Николай Русский создал постановку по собственному рассказу. Рабочий Алексей утром идет на завод и по пути встречает цыганку. Какая-то магическая сила сталкивает его с ней трижды. Словно герой греческой трагедии, Алексей проходит путь и встречается с силой, способной разрушить его (и не только его) жизнь. После этой решающей встречи польется дождь из крови и ничего нельзя будет вернуть назад.

«Русский в своем спектакле опосредованно прикасается к образу вождя в обэриутском ключе, доводит его до крайней степени абсурда. Недаром герой напевает себе под нос на мотив “Все выше и выше и выше”: “Ребята, ребята, ребята, давайте представим, что вдруг: наш Ленин – как будто лопата, а Сталин – как будто сундук”. Когда вождь уже при жизни мифологизирован и совершенно самому себе не принадлежит, тут уже нет большой разницы, возникнет ли он в образе сундука или в лице привязавшейся на улице цыганки», – пишет театральный критик Анна Павленко.

Центр современной драматургии Екатеринбурга представит «Чайку» А.П. Чехова. Режиссер – Ринат Ташимов. Если вы любите классику и если вам она надоела, и даже если вы ее ненавидите – «Чайка» для вас. Смешной и ироничный спектакль про жизнь простых людей, которые любят, страдают, ненавидят, пьют чай и говорят пошлости. Спектакль о том, что мечты разбиваются о быт. О том, что даже по небу, на которое смотришь, мечтая о лучшей жизни, кто-то уже прошелся грязными сапогами.Сцена из спектакля "Чайка". Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Спецпроект фестиваля «Центр» пройдет на вокзале «Воронеж-1» – иммерсивный спектакль «Мальчики» режиссера Олега Христолюбского по роману Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики». История о личной ответственности каждого в судьбе целой страны. Режиссер Олег Христолюбский увезет вас далеко, но туда, где вы станете ближе к проблемам сегодняшнего дня.

Все участники фестиваля – это независимые театры и площадки.

«Фестиваль “Центр” необходим для нового зрительского опыта, для альтернативной ноты в театре, – говорит Борис Алексеев. – Мы стремимся продемонстрировать, что независимые театры – это не маргинальные сообщества, не оппозиционеры. Не имея госфинансирования, можно быть профессионалами и создавать спектакли высочайшего художественного уровня, при этом свободно выбирая тему, форму и материал».

 

OFF-программа

Неофициальным открытием фестиваля станет показ фильма «Разбор» режиссера Юрия Муравицкого. После показа состоится паблик-ток с Юрием Муравицким и Германом Грековым. Кино будет говорить о том, что такое театр, из чего он состоит, как выглядит его изнанка. Каково это – заниматься современным театром. Легко ли идти на эксперимент и чего это стоит? Фильм «Разбор» – совместный проект Нового Пространства Театра Наций, Московской школы нового кино и Института звукового дизайна. История в нем разворачивается после показа спектакля, зрители ждут артистов, артисты ждут режиссерского разбора, режиссер разговаривает с важными гостями. Действие происходит одновременно в трех пространствах – театральном зале, фойе и кафе. Фактически это были съемки нескольких сцен кино в жанре мамблкор и одновременно театральный перформанс, в котором зрители могли наблюдать за процессом съемок и за импровизацией актеров.

В сквере Никитинского театра пройдут читки пьес учеников Школы драматургии, а на сцене театра покажут хип-хоп спектакль «1:40» Funky Production совместно с командой MadFootClan (при участии DJ Nick Brown и Prostozvuk) из Петербурга, Воронежа, Липецка, Курска, Рязани, Калуги, Северодвинска. Это один из первых в России хип-хоп спектаклей. «Спектакль создан, чтобы передать энергетику, которая ни в какой другой форме искусства больше не существует, а тут она органически есть, и миллионы людей этой энергетикой питаются и подпитывают ее собой», – считает продюсер проекта и исполнитель Тимур Ивашкевич.

В афише концертной части – Театр вокальных импровизаций Ольги Ткаченко и Игоря Силина DUO ZIKR, Прогрессив-фолк коллектив из Воронежа «Абстрактор», Актерское товарищество «Понедельник» из Новосибирска, группа «Курара».

Ольга КОЗЛОВА

Сцены из спектаклей «Сонм» и «Чайка»

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

«Экран и сцена»
Февраль 2019 года.
Print Friendly, PDF & Email