Листы из альбома

Эскиз к фильму "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен". Художник Борис БланкВ “Возвышающем обмане” Андрей Кончаловский вспоминает: «Набравшись наглости, я заявил, что для “Дворянского гнезда” мне нужно три художника, – такого на “Мосфильме” еще не бывало. Двигубский должен был делать Париж, Ромадин – имение Калитиных, Боим – Лаврецких. Все трое – лучшие художники студии. Дирекция мне отказала. В ответ я заявил, что прошу меня освободить от картины. Выхода у них не было. Пришлось разрешить. Каждый из художников делал мир, совершенно отличный от других по своей стилистике».

Вероятно, не стоит объяснять, сколь важна роль художника в создании фильма. Его атмосферы, колорита, настроения, пространства, реальности, драматургии изображения, образов. Выразительной киносреды. Михаил Ромадин признавался: работая с Кончаловским, он понял, что такое кино; и чтобы делать цветное кино, нужно цвет не в декорации делать, а делать в смене кадров разноцветных, и получится некое подобие живописи – только растянутой во времени.

Художники – одни из главных действующих лиц кинопроцесса. Художники – главные действующие лица уникального альбома, вышедшего при участии Гильдии художников кино Союза кинематографистов РФ (автор идеи и дизайна этого издания Борис Бланк). Четыреста листов – эскизы к фильмам, пейзажи, портреты, иллюстрации, фрагменты живописных полотен. Авторы – именитые мастера. Названия фильмов, в работе над которыми они принимали участие, захватывают. Борис Бланк и “Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен”. Владимир Гудилин и “Романовы: Венценосная семья”. Сергей Алимов и “Каникулы Бонифация”. Александр Боим и “Город мастеров”. Александр Борисов и “О бедном гусаре замолвите слово”. Список можно продолжить. Вальбоме работы девятнадцати художников.

"6 сентября 1826 года. Возвращение из ссылки". Художник Владимир Гудилин

Борис Бланк считает, что “издание этого альбома является, если хотите, исправлением исторической несправедливости – вернуть художников российского кино в сообщество именно художников в самом полном значении этого понятия, снять с них тавро прикладников, производственников, вернуть им звание ХУДОЖНИК.

Абсолютная необходимость этого альбома – альбома широко раскрытых глаз на искусство художников кино, а, вернее, на художественную подоплеку их подлинности”.

Это первый альбом. Значит, последуют другие.

Алена ДМИТРИЕВА

Эскиз к фильму «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Художник Борис Бланк

«6 сентября 1826 года. Возвращение из ссылки». Художник Владимир Гудилин

«Экран и сцена»
№ 2 за 2019 год.