В десятку

• Кадр из фильма “Искупление”ДОСЬЕ
 
ЛАУРЕАТЫ ПРЕМИИ КИНОИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА “БЕЛЫЙ КВАДРАТ”
За 2002 год – Сергей МАЧИЛЬСКИЙ. “В движении” (режиссер Филипп Янковский).
За 2003 год – Юрий ШАЙГАРДАНОВ. “Магнитные бури” (режиссер Вадим Абдрашитов).
За 2004 год – Сергей МАЧИЛЬСКИЙ. “Свои” (режиссер Дмитрий Месхиев).
За 2005 год – Олег ЛУКИЧЕВ. “Гарпастум” (режиссер Алексей Герман-мл.); Максим ОСАДЧИЙ. “9 рота” (режиссер Федор Бондарчук)
ЗА 2006 год – Андрей ЖЕГАЛОВ. “Остров” (режиссер Павел Лунгин).
За 2007 год – Михаил КРИЧМАН. “Изгнание” (режиссер Андрей Звягинцев).
За 2008 год – Игорь КЛЕБАНОВ. “Мираж” (режиссер Тигран Кеосаян).
За 2009 год – Руслан ГЕРАСИМЕНКОВ. “Одна война” (режиссер Вера Глаголева).
За 2010 год – Владимир БАШТА. “Кандагар” (режиссер Андрей Кавун).
За 2011 год – Михаил КРИЧМАН. “Елена” (режиссер Андрей Звягинцев).
Президент Гильдии кинооператоров СК России Игорь КЛЕБАНОВ.
 
…Волшебнику захотелось пошалить и вместо того, чтобы сделать что-нибудь полезное для хозяйства, как просила его жена, сочинил сказку про любовь.
С одной стороны – сказка давала множество возможностей поиграть с изображением, с другой – трудно было не поддаться искушению, не переиграть, сохранить баланс. Оператор Николай Немоляев возможностями воспользовался и не переиграл. “Обыкновенное чудо” Марка Захарова и Николая Немоляева обезоруживает своей волшебностью. Оно прозрачно, открыто, мудро, свободно. Изображение соткано из света, цвета, движения. Камера легко кружит в нарочито театральном пространстве, в декорациях старого дома. В картинной раме без картины то и дело возникают персонажи действа, зеркала их раздваивают, огонь приближается так близко, что боишься обжечься. Лампа с парусником, букеты засушенных цветов и трав, осколки разбитой чашки, искусственные деревя и струящиеся занавеси, медный тазик для варки варенья, натюрморт с листьями папоротника и бабочками, песочные часы, еще одни часы – с гигантским циферблатом… Здесь по иному течет время. Здесь бытовые подробности поднимаются до метафоры.
Через несколько лет Николай Владимирович снимет “Покровские ворота”, ретрокомедию с легким привкусом ностальгии, воспоминание о безвозвратно ушедшей молодости. Конец 50-х. Шумная коммуналка – перекресток историй и судеб, где кипят страсти-любови-разлуки. Московские улицы, бульвары, дворы. Но больше всего Немоляева, похоже, привлекают не столько городские пейзажи, не сама Москва без пробок и корявых новоделов, сколько персонажи-горожане. Актерам комфортно в предлагаемых обстоятельствах, а комфортные условия созданы и при участии оператора. Он увлечен исполнителями, приближает их к нам, укрупняет, дарит им потрясающие портреты.
На счету Николая Немоляева сорок с лишним картин – разброс жанров, времен, историй, персонажей, сюжетных поворотов. И в каждой из картин его камера, добросовестно следуя за режиссерским замыслом, готова осваивать любые пространства. Будь то современный мегаполис в “Курьере”; стройплощадка с бетонной пылью в производственной драме “Зина-Зинуля”; абсурдистский “Город Зеро”, этакий “город потерянного времени”, где протекает странная, со своим ходом событий жизнь, где герой постоянно погружается в пугающую пустоту. Иллюзии и реальность, множество мучительных вопросов без ответов, странные игры разума в “Цареубийце”. Внимание к казалось бы незначительным деталям, приметам деревенского бытия в картине “Не стреляйте в белых лебедей”; общие планы, портреты, панорамы, вписывающие персонажей в окружающий их мир природы.
В восьмисерийном байопике “Галина”, основанном на фактах из жизни дочери генсека Брежнева, множество действующих лиц, а время действия растянуто на несколько десятилетий – пожилая женщина, помещенная в психушку, оказывается один на один со своими воспоминаниями. В кадрах, снятых Николаем Владимировичем, – реальные события и художественный вымысел. Он не стилизует изображение под хронику 70-х или 80-х, а возвращает их на экран, проникает в эпоху, воссоздает атмосферу, чтобы напомнить нам, как все это было, и освободиться от груза прошлого.
На десятой церемонии “Белого квадрата”, которая пришлась на 1 апреля, Николаю Немоляеву была вручена почетная премия “За вклад в операторское искусство”, носящая имя Сергея Урусевского. Вручал Вадим Юсов. А Николай Владимирович в свою очередь признался, что для него всегда было чудом, как огромный мир просачивается через дырочку диафрагмы, появляется на кинопленке и оказывается на экране уже совершенно другим. И он всегда восторгался тем, что могут операторы. Если вы хотите приобрести диплом о среднем специальном образовании, это значит вы хотите купить диплом колледжа тут вы можете приобрести диплом колледжа и приложение к диплому. Сейчас цветокоррекцией можно сотворить все, а раньше только ленивый не раскрашивал листья перед объективом. Мастер призвал молодых: “Бойтесь натурализма. Бойтесь реализма. Реализм – это страшная вещь. Не бойтесь трансформировать мир. Открывайте его заново”. Вспомнил, как в компании операторов сидели однажды в мосфильмовском дворике и перелистывали альбом Ренуара. Рерберг не выдержал – вздохнул: “Еще не скоро мы сможем снимать так, как пишет этот художник”.
Рерберг смог. И другие смогли. Их круг широк.
“Все они красавцы, все они таланты, все они поэты…” – Булат Окуджава написал это про других героев другого века. Но очень уж точно и про наших. Вот они вышли на сцену из зала – те, кто родом из ВГИКа, и зал заметно поредел. Премией в номинации “Операторское призвание” в этот раз решили отметить не одного человека, не группу товарищей, а всех операторов – тех, кто закончил или еще учится в “альма-матер”. Храниться специально изготовленный ну очень большого размера “Белый квадрат” будет на кафедре операторского мастерства ВГИКа, которая отметит 90-летие.
В список на звание лучшего оператора 2012 года включили пятерых: Юрия РАЙСКОГО (“Орда” Андрея Прошкина), Сергея МАЧИЛЬСКОГО (“Все ушли” Георгия Параджанова), Сергея ТРОФИМОВА (“Август. Восьмого” Джаника Файзиева), Геннадия КАРЮКА (“Искупление” Александра Прошкина), Дениса АЛАРКОН-РАМИРЕСА (“Шпион” Алексея Андрианова). Жюри, в состав которого вошли режиссер, оператор Дмитрий Долинин (председатель), режиссер Николай Досталь, кинокритик Андрей Плахов, операторы Александр Ильховский и Дмитрий Яшонков, художник Григорий Пушкин, писатель, критик Дмитрий Быков, лучшим выбрало Геннадия КАРЮКА. Дебютировал вместе с Кирой Муратовой на “Коротких встречах”. Потом были “Долгие проводы”. Потом длительный перерыв в их совместном творчестве, поскольку Кире Георгиевне снимать то давали, то не давали. После “Чувствительного милиционера” снова вместе – “Увлеченья”, “Три истории”, “Второстепенные люди”, “Настройщик”. С Марленом Хуциевым – “Бесконечность”. С Кареном Шахназаровым – “День полнолуния”. С Александром Прошкиным – “Живи и помни”, “Доктор Живаго”, “Чудо”. В одном из интервью сказал: “Когда что-то придумываешь и делаешь, не думаешь, зачем. Да, это красиво, хорошо, вроде бы так и должно быть. Потом уже критики сами придумают все обоснования”.
А придумывать в общем-то и нечего. Все как на ладони. Все на экране. В основе премированной картины – проза Фридриха Горенштейна. Послевоенная пора. Тяжелые испытания. Гнев, предательство, отчаяние, сострадание, раскаяние, милосердие, любовь. Искупление. Слишком длинный и горький путь к нему.
 
 

Елена УВАРОВА
«Экран и сцена» № 7 за 2013 год.