На чем экономит Минкульт в Год театра?

КУЛЬТУРА Елена Дьякова обозреватель

Ассоциация театральных критиков России опубликовала открытое письмо. Адресаты — Дмитрий Медведев, Ольга Голодец, Владимир Мединский, Елена Ямпольская. Днем позже коллег поддержала своим открытым письмом Гильдия киноведов и кинокритиков. Тема писем: судьба газеты «Экран и сцена». Да и всей театральной прессы.

Еженедельник «Экран и сцена» выходит в Москве с 1990 года. А значит, казалось бы, — пережил все. И самые жесткие «ранние 90-е», когда денег у авторов и читателей не было совсем, а театральные залы опустели — и судьба цеха казалась довольно безнадежной. И середину десятилетия, когда, несмотря на общие мрачные прогнозы, рождались «Золотая маска», Чеховский фестиваль, петербургский «Балтийский дом». И рубеж «нулевых», когда взошли новые режиссерские имена, зритель вернулся в театры, по Тверской победоносно прошел карнавал Всемирной театральной олимпиады в Москве, а пьеса «Терроризм» молодых братьев Пресняковых на несколько лет по числу постановок за рубежом обогнала пьесы Чехова… В общем, тихий, честный, очень профессиональный еженедельник прошел все падения и взлеты этих 30 лет.

Несмотря на почти невесомые гонорары, «Экран и сцену» всегда уважали и любили профессионалы. А посему — Алексей Бартошевич рассказывал газете о зарубежных премьерах (потом из этих полос сложилась прекрасная книга бесед Бартошевича и главного редактора «Экрана и сцены» Екатерины Дмитриевской «Театральные хроники. Начало XXI века». Оба автора — лауреаты премии Станиславского). Посему, например, еженедельник «Экран и сцена» одним из первых в России опубликовал развернутую рецензию на брюссельскую премьеру Дмитрия Чернякова «Сказка о царе Салтане» — и с тем же любовным изяществом описал первый фестиваль театров кукол Сибири. Здесь публикует цикл статей о ТиМе Мейерхольда Вадим Гаевский, здесь впервые увидят свет отрывки из дневников Алисы Коонен… Газета 30 лет — в худшие и лучшие времена — отслеживает развитие российского синема. «Здесь печатаются и молодые киноведы… и мастера — цвет отечественной кинокритики, что особенно важно сегодня, когда сокращается количество кино- и театральных изданий, отделов культуры в периодике. Газета работает на повышение компетентности аудитории, на расширение культурного пространства», — пишет в открытом письме Гильдия киноведов и кинокритиков.

Однако — с начала календарного года «Экран и сцена» не получил ни рубля из скромнейшего гранта Министерства культуры (450 тысяч рублей в год) в 2018-м. Телефонные переговоры (других источников информации Минкульт не предоставил) помогли к июлю выяснить: гранты для театральной прессы переведены в ведомство Российского фонда культуры. О чем ни Минкульт, ни Фонд культуры прессе не сообщали.

Сайты этих институций вообще обновляются очень неспешно: последняя новость на сайте Российского фонда культуры датирована 24 мая 2018 года. Во всяком случае: на государственный грант в 2019 году «Экрану и сцене» рассчитывать не приходится.

В столь же невнятном положении — достойнейший журнал художников театра и технологов сцены «Сцена». В гранте любимому детищу Бахрушинского музея Минкульт впрямую не отказывал… но уже три номера 2019 года напечатаны в долг. В том же положении с 2015 года — журнал «Театр». За 80 лет бытования, как пишет Ассоциация театральных критиков, журнал имел «государственную поддержку при всех политических режимах». Но Минкульт Владимира Мединского бдительнее аналогичных ведомств тов. Храпченко, Фурцевой и Демичева: либеральный «Театр» снят с довольствия.

И так же — втайне, с унизительной нервотрепкой и отсутствием любой информации, кроме выдранной из личных разговоров, — пытались три года назад лишить финансирования прекрасный «Петербургский театральный журнал» (рецензирующий, кстати сказать, премьеры и фестивали всей России).

Наша «фельетонная эпоха» не благоприятствует профессионализму. Скандалу — несомненно, светской хронике с перешептываниями — наилучшим образом, сеансам коррупции и ее разоблачения — всячески… Но спокойной, достойной, профессиональной работе просвещения — нет. Нет и нет. Положение театральной прессы России в 2019 году — еще одно подтверждение тому.




Письмо Ассоциации театральных критиков о финансировании театральных СМИ

Летом 2019 года газета «Экран и сцена», многолетний получатель гранта Министерства культуры, не получила государственной финансовой поддержки. Так как это не первый случай, когда профильное театральное СМИ лишается средств, Ассоциация и, конкретно, ее Координационная группа решила поддержать коллег, оказавшихся в схожей ситуации, и направила общее письмо о недопустимости действий, которые мы видим со стороны Минкульта.

Председателю Правительства Российской Федерации Медведеву Д.А.
Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю.
Министру культуры Российской Федерации Мединскому В.Р.
Председателю комитета Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации по культуре Ямпольской Е.А.

Уважаемые Дмитрий Анатольевич, Ольга Юрьевна, Владимир Ростиславович, Елена Александровна!

В Год театра, в год победных реляций о процветании отечественной сцены произошло очередное театральное ЧП: Министерство культуры отказало в финансировании известному профильному изданию, газете «Экран и сцена». Его лишили весьма скромного по размеру ежегодного гранта, который газета получала на протяжении последней четверти века (в прошлом году он составлял 450 тыс. рублей).

Ситуация с «Экраном и сценой» стала очередным эпизодом в истории уничтожения в России театральной прессы. В 2015 году Минкульт отказал в финансировании старейшему театральному изданию России, легендарному журналу ТЕАТР, имевшему государственную поддержку с момента своего основания при всех политических режимах на протяжении почти 80-ти лет.

Удушение театральных изданий осуществляется разными способами и по разным схемам. ТЕАТРу отказали в поддержке декларативно, оказывая при этом прямое давление на его учредителя, Союз театральных деятелей, и лично Александра Калягина.

«Петербургский театральный журнал» три года назад пытались лишить государственных денег без лишнего шума, и редакции пришлось буквально отбивать себе финансирование: в этой борьбе приняла участие едва ли не вся театральная общественность страны, которая встала на защиту ПТЖ.

В 2019 году грант Минкульта, адресованный театральным изданиям, был неожиданно переведен в ведомство Российского фонда культуры, но при этом никаких сведений об изменении порядка подачи на грант руководству газеты «Экран и сцена» не поступало, не появилась информация ни на сайте Министерства культуры РФ, ни на сайте самого Российского фонда культуры (последняя новость в разделе «Новости» там датирована 24 мая прошлого – 2018 – года). Вот уже полгода какую-либо информацию о перспективах финансирования редакция «Экрана и сцены» получает исключительно в ходе телефонных переговоров, из которых в июне стало очевидно, что на данный момент грант потерян.

Журнал «Сцена» формально не лишен финансирования, но в действительности три номера, вышедшие по графику в этом году, напечатаны в долг, т.к. деньги от Российского фонда культуры, в ведении которого сейчас оказался журнал, до сих пор не поступили.

Создается ощущение, что Министерство культуры заинтересовано в уничтожении наиболее известных и влиятельных профессиональных изданий о театре и самого уникального феномена, который являет собой русская театральная критика.

АТК настоятельно просит Правительство, Министерство культуры и Государственную Думу разъяснить сложившуюся ситуацию и дать профессиональному сообществу внятный ответ по поводу лишения грантов двух уважаемых театральных изданий – журнала ТЕАТР и газеты «Экран и сцена» – и по поводу общих принципов финансирования театральных изданий в РФ.

Москва, 26.07.2019

Координационная группа Ассоциации театральных критиков:

Лариса Барыкина
Марина Давыдова
Марина Дмитревская
Роман Должанский
Елена Ковальская
Петр Поспелов
Павел Руднев
Глеб Ситковский
Ольга Федянина




СОЮЗ КИНЕМАТОГРАФИСТОВ РОССИИ

Гильдия КИНОВЕДОВ и КИНОКРИТИКОВ

Члены Правления Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России крайне удивлены и обеспокоены тем, что Министерство культуры РФ отказало газете «Экран и сцена» в финансовой поддержке на 2019 год. Отказ не был обоснован и не был объяснен редакции.

С момента основания (с 1990 года) газета видела свою задачу в объединении людей искусства и, одновременно, в осуществлении обратной связи с широкой зрительской аудиторией. «Экран и сцена» востребована. Среди ее подписчиков – любители и профессионалы, театры, библиотеки, музеи, творческие вузы. Она дает возможность быть в курсе культурных событий, образовывает, просвещает.

В «Экране и сцене» публикуются материалы членов Гильдии, отслеживающие современный кинопроцесс, материалы по истории кино. Здесь печатаются и молодые киноведы, кинокритики, журналисты (газета открывала и открывает новые имена), и мастера, цвет отечественной кинокритики. Что особенно важно сегодня, когда сокращается количество кино- и театральных изданий, отделов культуры в периодике. Газета работает на повышение компетентности аудитории, на расширение культурного пространства.

Не хотелось бы думать о том, что читатели и зрители лишатся очень важного издания. Будем надеяться, что те, от кого зависит принятие решения, услышат голос профессионального сообщества.

К тому же читатели оформили годовую подписку, и об этом тоже не стоит забывать.

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков СК России,
доктор искусствоведения – Кирилл РАЗЛОГОВ
Вице-президенты – Евгения ТИРДАТОВА, Андрей ШЕМЯКИН

Print Friendly, PDF & Email