Monthly Archives: Март 2022

Посмотри наверх

Фото предоставлено фестивалем “Золотая Маска”

“Циолковский”, поставленный Борисом Павловичем в Ярославском театре драмы, претендует на премию “Золотая Маска” в 9 номинациях. Если можно говорить о сходстве между героем спектакля и его режиссером, то этот Циолковский немного похож на своего создателя. Лопоухий блаженный гений-самоучка, романтик, мечтающий о небе, окруженный обожающими его ученицами, глухой ко всему мирскому – таким предстает в игре…

Тяжелое дыхание

Фото Н.ЧУНТОМОВА

Фивы истощены гражданской войной. Повсюду руины, хаос, почерневшие от огня обломки, грязь – и люди в противогазах, респираторах, масках, кому что по карману. В музыкальном прологе “Антигоны”, оперы для драматических артистов, созданной Ольгой Шайдуллиной и поставленной Романом Феодори в Пермском Театре-Театре, слышны скрипы и скрежеты, шорох и кашель. Такова музыка истощения, дисгармонии и упадка сил,…

Игра в классики

Фото М.ДЕНИСОВОЙ

Традиционный (с 2018 года) финал Детского Weekendа “Золотой Маски” – показ спектакля документальной театральной лаборатории под руководством режиссера Марфы Горвиц. На этот раз проект назвали “Нескучная классика” и посвятили литературе, ее роли в жизни школьника. Всем известно: трудно с тинэйджерами. И родителям, и учителям. Стоны “их не заставишь читать, им лишь бы только в гаджетах…

Я задыхаюсь от нежности

Сцена из спектакля “Сирано де Бержерак”. Фото Marc Brenner

Спектакль “Сирано де Бержерак” (производство Jamie Lloyd Company, режиссер Джейми Ллойд) с большим успехом шел в лондонском Вест-Энде в 2019 году и был записан для показа по всему миру проектом National Theatre HD. С началом пандемии постановка сошла со сцены, вернувшись в британскую столицу только теперь, в феврале 2022 – и всего на пять недель.…

Ужас нормы

Суд над А.Эйхманом

Премьера документального фильма израильского режиссера Эяла Сивана с безликим названием “Специалист” состоялась в конце прошлого века. В производстве фильма участвовали Франция, Германия, Бельгия, Австралия и Израиль, хотя что они там делали – ума не приложу. Ибо в фильме нет ничего от кино вообще. И не может быть. Есть смонтированная хроника судебного процесса, где подсудимому задают…

Состояние мира

Макет Эдуарда Кочергина к спектаклю “Борис Годунов”

Окончание публикации рукописи Ирины Уваровой о театральном художнике Эдуарде Кочергине. Начало см. – №№ 4-5, 2022 года. Война прошлась по детству поколения Кочергина. Те, кто оказался несколькими годами старше, успели повоевать. Художники круга, куда вошел Кочергин, навсегда запомнили состояние земли в час испытания. Угроза разрушения мира отложилась в сценографии этого поколения, стала одним из главных…

Кина не будет

“Конец фильма”. Режиссер Владимир Котт Фильм Владимира Котта “Конец фильма” начинается со сцены, где ироничный и усталый режиссер Митя (Валентин Самохин) идет вдоль стены, на которой имеется интересное граффити: кадр из фильма “Ностальгия”, где Горчаков (Олег Янковский) “прикрывает плащом от ветра свечу. Свеча при этом в граффити использована настоящая, и Митя ее задувает”. Сперва это…

Новое рождение музыки

Фото Н.и А. ЧУНТОМОВЫХ

“Кармен” Константина Богомолова собрала беспримерное число рецензий. Читающая публика узнала подробности постановки одновременно с публикой смотрящей, и к концу премьерного блока музыкальный критик Лариса Барыкина могла сказать: “Хорошо, что все и всё уже описали: тампон, ежик-еврей, финальная резня бензопилой… Так что обычной рецензии вроде и не нужно”. Нужна ли обычная описательная рецензия год спустя, когда…

Театр объектов Даниэля Шперри: счастье «по самое не балуйся»

Даниэль Шперри. Фото предоставлено музеем MAMAC, Ницца

Приближаясь к музею современного искусства в Ницце, вы в первую очередь видите знаменитую “Квадратную голову” – гигантскую скульптуру-здание, созданную по идее Саши Сосно архитектором Ивом Байярдом. Любопытно, кстати, сравнить ее с Головой Курчатова на площади Курчатова в Москве – тоже место, где творится всякое современное и, наверно, еще более кинетическое, чем на картинах модернистов разных…

Долгожданное окно

Фото Т.ШАБУНИНОЙ

Режиссер Роман Феодори, чью “Нарнию” в Москве с любовью помнят, в этот раз обратился к ранней книге Джеймса Мэтью Барри “Питер Пэн в Кенсингтонском саду”. Спектакль появился в екатеринбургском ТЮЗе осенью прошлого года и сразу стал хитом. Именно “Питер Пэн” открывал программу “Детский Weekend” на “Золотой Маске”. Встреча Питера Пэна с Вэнди происходит лишь в…