Monthly Archives: Февраль 2022

Ненадежные люди

Фото предоставлены пресс-службой Театра Наций

Булгаковские москвичи мельтешат за окнами, высвеченными в три этажа, в шесть рядов, на необычном медиазанавесе спектакля “Мастер и Маргарита” в постановке Робера Лепажа в Театре Наций. В захламленных комнатах без штор люди ведут существование на виду – закусывают, развешивают белье, бреются, музицируют, играют в азартные игры, вторгаются друг к другу без стука, сплетничают, снимают телефонные…

Где серп, там и молот

Фото Е.КРАЕВОЙ

Как серп и молот, пересеклись в нынешнем памятном феврале знаковые события нашей кипучей, если не кипящей эпохи – «Снежное шоу» Славы Полунина, зовущее «научиться жить радостно и счастливо», и историко-документальная опера «Мемория» Анастасии Патлай по пьесе Наны Гринштейн, призванная научить понимать, выражаясь словами Элиаса Канетти, «мерзость ситуации» исторического фатализма и «сущность ложного видения». Извечный вопрос…

Сотворение среды

Эдуард Кочергин

Среди бумаг Ирины Павловны Уваровой (1932–2021) осталась небольшая неопубликованная рукопись без названия. Поводом для ее появления стало открытие персональной выставки театрального художника Эдуарда Кочергина в Ленинграде 6 декабря 1976 года. По содержанию же рукопись намного масштабнее и значительнее, чем описание одного конкретного события. Это размышления о природе сценографии, о “сценографической революции” 1970-х (определение, которым позже…

Стива и черный монах

Фото Е.ЛАПИНОЙ

Кама Гинкас выпустил на сцене МТЮЗа спектакль по повести Льва Толстого “Отец Сергий”. Поставив свои лучшие спектакли по романам Достоевского и рассказам Чехова, к Толстому он обращается впервые. Известный своим скептическим взглядом на человеческую природу, не верящий ни в благие порывы, ни в хорошие концы, Гинкас выбирает на этот раз произведение, одушевленное идеей самосовершенствования. Считая…

Ушедшая натура

Фото Marc Brenner

В афише проекта “Theatre HD” появилась новая пьеса Тома Стоппарда – “Леопольдштадт” – в постановке режиссера Патрика Марбера на сцене лондонского Театра Уиндема. Леопольдштадт – один из фешенебельных районов Вены, столицы Австрийской республики. Но это сейчас. В начале XX века почти треть его населения составляли евреи. Здесь родился Арнольд Шёнберг, жили Артур Шницлер, Зигмунд Фрейд,…

Замахнуться на сакральное

“Непослушник”. Режиссер Владимир Котт. “Божественный свет так и прет!” – скажет монастырский послушник Сергий кроткой Насте (Таисия Вилкова), студентке иконописной школы. Настя после долгих уговоров написала на стене храма фреску, и святой на ней похож на Сергия – рыжие волосы и борода, яркие глаза, улыбка. Такая нежность исходит от фрески, такая любовь, что даже председатель…

Андрей БИТОВ: «Больше всего душило отсутствие информации»

Увлекательное занятие – пересматривать старое кино. Основной темой одного из фестивалей архивного кино “Белые Столбы” (без малого двадцатилетней давности) стал кинематограф Восточной Европы. Показали тогда польские фильмы конца 50-х годов – “Петля” Войцеха Хаса, “База мертвых людей” Чеслава Петельского; фильмы чешской “новой волны”. Тему фестиваля обозначили так: “Кинематограф Восточной Европы. Прощание с прошлым”. Без вопросительного…

И вновь Пуаро

Кеннет Брана в фильме “Смерть на Ниле”

Актеру и режиссеру Кеннету Брана было столь комфортно в образе знаменитого сыщика (“Убийство в Восточном экспрессе”, 2017), что он не мог отказать себе в удовольствии провести еще одно расследование, тем более, что режиссером по-прежнему выступает он сам. “СМЕРТЬ НА НИЛЕ” – красивая, зрелищная классическая экранизация одного из самых популярных романов Агаты Кристи, правда, с некоторыми…

Призраки Роттердама

Кадр из фильма “Эами”

В прошлом июле, во время отбывания десятидневной изоляции на Лазурном берегу в преддверии Каннского кинофестиваля, в квартире многоэтажного дома на третьем этаже я вдруг обнаружила, что прямо с внешней стороны нашего балкона, в углублении типа карниза, некая голубка свила гнездо. Так и сидела она там все мои десять карантинных дней, высиживая птенцов. Иногда появлялся голубь,…

Все мы – одни

Фото А.ИВАНИШИНА

Премьера нового спектакля классика лирического авангарда в театре «Около» прошла тихо, незаметно. Впрочем, неудивительно. Художественная вселенная Юрия Погребничко – безоговорочный феномен, фирменная тайнопись немыслимой красоты. Но открывается она не всем, не кричит о себе, не пиарится. А спектакль «Не горюй, заяц» вписался к тому же в текущий репертуар так органично, что казалось, был там всегда.…