Мария ХАЛИЗЕВА

Школа многообразия

Сцены из видеоинсталляции “Изнанка” Фото Marilena Stafylodou

Программа Международного фестиваля-школы современного искусства “Территория”, длившегося две октябрьские недели, выглядела в этом году рекордно многообразно. От 15-минутного спектакля-вызова “Всё, что рядом со мной” аргентинского режиссера Фернандо Рубио, укладывающего зрителя в белоснежную двуспальную постель тет-а-тет с актрисой, испытывающего тебя на способность пренебречь личными границами, через оригинальный проект “Живые пространства”, посвященный находящемуся в расцвете жанру site-specific,…

Карнавал успокаивает

Фото Wonge Bergmann

Трудно сказать, кому в первую очередь адресован спектакль Яна Фабра “Бельгийские правила” (варианты перевода названия: “Бельгия правит”, “Бельгия рулит”, “Бельгия, вперед!”), выпущенный в его театральной компании “Трубляйн” (Troubleyn) в Антверпене, – соотечественникам бельгийцам или всему остальному миру. Созданная с бесконечной саморефлексией и бескрайней самоиронией, эта работа демонстративно опирается на традиции, к которым режиссер питает не…

Жизнь – пустой звук

Фото предоставлено фестивалем

Открывавший XXVII Международный театральный фестиваль “Балтийский дом” спектакль Эймунтаса Някрошюса “Иванов”, поставленный в Хорватском национальном театре в Загребе, как нельзя более наглядно соответствовал выбранной в этом году устроителями теме – “Имитация жизни”. На свое существование герои этого “Иванова” смотрят будто бы из зрительного зала – по центру сцены театра “Балтийский дом” на невысокой платформе установлены…

Всех засосало в жерло катаклизма

Фото В.ПОСТНОВА

В самом начале 1932 года Всеволод Вишневский телеграфировал жене: “Нашел острейшую литформу новой пьесы о смерти – гимн матросам”. Сочинение драматурга, знавшего о флоте не понаслышке, посвященное пятнадцатой годовщине Красной Армии, в спектакле “Оптимистическая трагедия. Прощальный бал” Александринского театра 2017 года оказывается лишь остовом, на который нарастает “революционный концерт” в его лихом современном понимании. Пьеса…

Пагубно универсальный Довлатов

Эпизод спектакля-прогулки “Хранитель”. Фото А.КОКШАРОВА

Еще когда и в помине не было никакого Музея Сергея Довлатова, в разваливающуюся хибару в деревне Березино, где в конце 70-х снимал комнату с отдельным входом устроившийся экскурсоводом в Пушкинский музей-заповедник писатель, постоянно наведывались пришельцы. Отдав дань солнцу русской поэзии, они упрямо перемещались к “пагубно универсальному”Довлатову (“Я же был пагубно универсален. То есть разрешал себе…

Победитель не получает ничего

Фото П.АНТОНОВА

В лице Аллы Демидовой режиссер Анатолий Васильев обрел идеальную готовность и, что немаловажно, способность большой актрисы к самоограничению. К тому же – фантастическую исполнительскую и человеческую выносливость, позволяющую наполнять, в том числе и своим личным содержанием, предельно статичный двухчасовой моноспектакль. Клубок предлагаемых обстоятельств таков: на финал XIII Международного театрального фестиваля имени А.П.Чехова его создатель и…

Оргия в Ферраре

Фото C.Raynaud de Lage

Вслед за романтической пьесой Виктора Гюго спектакль “Лукреция Борджиа” парижского театра “Комеди Франсез” через край полон сентиментального гротеска. Мелодраматический флер окутывает тут и Венецию, и Феррару, где происходит действие, – от антуража до жестов и интонаций. Венеция обозначена настоящей гондолой, едва ли не погребальной, вполне уместной в финале. Она водружена на планшет сцены, напоминающий водную…

Случай Мортимера

Фото предоставлено Платоновским фестивалем

Каждый, кто пишет про VII Платоновский фестиваль искусств в Воронеже, справедливо восхищаясь многообразными завоеваниями его организаторов во главе с Михаилом Бычковым, отмечает: хедлайнером предсказуемо стал спектакль “Имитация жизни” Корнеля Мундруцо. Созданный совместно с австрийским фестивалем Wiener Festwochen, где и был сыгран в прошлом сезоне, спектакль венгерского театра “Протон” продолжает свое шествие по странам. Платоновский, включивший…

Вытолкните мертвых в жизнь

Сцена из спектакля “Написано на коже”. Фото Д.ЮСУПОВА/Большой театр

Проект “Оперный фестиваль Экс-ан-Прованса в Москве” сделал возможным показ на сцене Большого театра опер “Написано на коже” Джорджа Бенджамина (одна из трех опер английского композитора, нашего современника; премьера 2012) и “Траурная ночь” по кантатам Иоганна Себастьяна Баха (премьера 2014) в постановке Кэти Митчелл, одной из безусловных лидеров европейской режиссуры, оперной и драматической. Сюжет, увенчивающийся съедением девушкой…

Миротворец

Фото А.ИВАНИШИНА

15 мая Сергею Женовачу исполняется 60. В нашем раздерганном мире почти не осталось людей, тяготеющих к гармонии, – собирателей, а не крушителей, певцов стройности, а не хаоса, приверженцев бесхитростности и радости. Все меньше таких личностей и среди творцов, но режиссер Сергей Женовач по-прежнему держится в поредевшей когорте. Возникнув на московском театральном горизонте в конце восьмидесятых,…