Мария ХАЛИЗЕВА

Монумент ничтожеству

Фото И.ПОЛЯРНОЙ

Спектакль “На всякого мудреца” Константина Богомолова в Театре Наций – по признанию театра, “все, что осталось от Островского после встречи с Богомоловым” – это и есть дневник современного Глумова. Только Богомолов не прячет своих интимных записей, он счастлив делиться беззастенчивыми умозаключениями со всеми желающими, а заодно – отличным знанием литературной и прочей классики и постмодернистской…

Театробесие

Сцена из спектакля “Отелло”. Фото Д.МАТВЕЕВА. Фото предоставлено фестивалем

В финальных спектаклях двухнедельного Международного театрального фестиваля “Балтийский дом”, в тридцать первый раз прошедшего в Санкт-Петербурге на сцене одноименного театра (под неизменным руководством генерального директора Сергея Шуба и художественного директора Марины Беляевой), на подмостки то и дело высовывались бесы и правили там свой бал. В разных обличьях, разной степени глумливости, искусительности, разрушительности, хтоничности и даже…

Все флаги в гости будут к нам

Сцена из спектакля “Махабхарата”. Фото А.КУРОВА

Cоздатель Международного театрального фестиваля имени А.П.Чехова, тридцатилетие которого предстоит праздновать в следующем году, его генеральный директор Валерий Шадрин несет на себе ответственность и за Международную конфедерацию театральных союзов. Но этого ему явно оказывается недостаточно. Уже около 10 лет существует Молодежный театральный форум стран Содружества, Балтии и Грузии, тоже детище Шадрина, – в декабре 2021 года…

Перст указующий

Еще ни одну работу Яна Фабра не трактовали столь противоречиво, как «Изменчивую силу любви» (компания «Трубляйн», Бельгия), показанную в Москве на фестивале «Территория». Ян Фабр в этом спектакле, помимо режиссуры, выступает автором текста, сценографии и костюмов. По собственному его признанию, в работе, делавшейся во время пандемии, когда прикосновения перформеров друг к другу стали невозможными, на…

Демидова. Непокорность

29 сентября юбилей Аллы Демидовой Алле Демидовой подойдет множество эпитетов: уникальность, харизматичность, надмирность, бесстрашие, строгость, отдельность. Но для названия выбрана «непокорность» – именно непокорность выглядит лейттемой документального фильма «Кто тебя победил никто», сделанного режиссером Любовью Аркус (операторы Александр Демьяненко, Алишер Хамидходжаев, Ирина Штрих; продюсер Константин Эрнст) и вышедшего к юбилею актрисы. Обыкновенно такого рода фильмы…

Сценограф – Байкал

Сцена из перформанса “Рай”. Фото В.НИКОНОВА

На закрытии второго Международного фестиваля-резиденции актуального театра, кино и современного танца “RADI SVETA: BAIKAL” выяснилось, что именно в этот день, первое воскресенье сентября, отмечается день Байкала. Устроители и участники арт-резиденции вот уже второй год подряд пытаются осторожно приблизиться, почувствовать и разглядеть душу Байкала – большим и разнородным, но быстро находящим общий язык сообществом проводят рубежную…

Александр РУМНЕВ: «В борьбе с пластическим косноязычием»

Актер и мим, балетмейстер и педагог ВГИКа, основатель Экспериментального театра пантомимы “Эктемим” Александр Александрович Румнев (1899–1965) полтора десятилетия прослужил в Камерном театре. По его собственным словам, поступление в Школу Камерного театра в 1920 году “…в значительной мере объясняется тем, что это был театр, в котором пантомима играла особую роль”. Незадолго до смерти Румневым были написаны…

Фаина РАНЕВСКАЯ: «Тоска – болезнь, от которой лекарств нет»

Фаина Раневская

27 августа исполняется 125 лет со дня рождения Фаины Георгиевны Раневской. Предлагаем читателям ее записи самых последних лет – актриса умерла в 1984 году, а короткие фрагменты датированы 1978–1983 годами. Многое из ее высказываний, схожих по мысли, разбросано по разным книгам об актрисе. Ряд цитат из этого ежедневника (красная обложка, профиль Ленина, даты 1870–1970, выпущен…

Противоположность грубым бестиям

Ушел из жизни Вадим Моисеевич Гаевский (1928–2021), театральный и литературный критик, балетовед. Он окончил театроведческий факультет ГИТИСа в бесконечно далеком 1951 году, потом служил в самых разных местах, в том числе в Институте истории искусств и в Институте философии АН СССР (о своей работе в обоих рассказывал не без юмора). Пока существовал журнал «Московский наблюдатель», был…

И мое вещественное доказательство

Фото Е.ЛЮЛЮКИНА

В программу фестиваля THEATRUM-2021 кураторов Антона Флерова и Марии Бейлиной, помимо основного проекта Инфоцентр в Новом Манеже и специально созданных для этого года двух музейно-театральных перформансов (“Покорение” Николя Силянса, Швейцария, и “Дуэты с абстракцией” Юлиана Вебера, Германия), вошел спектакль “Вещественные доказательства”. Выросший из лаборатории “ВещьДок”, спектакль режиссера Бориса Павловича и художника Ксении Перетрухиной появился весной…