Мария ХАЛИЗЕВА

Память и одержимость

Московская осень всегда насыщена театральными событиями, но две октябрьские недели с фестивалем “Территория” неизменно оказываются едва ли не пиком концентрации и многообразия современного искусства. В этом году “Территория” началась с июльского затакта – первым фестивальным показом стал танцевальный спектакль XENOS Компании Акрама Хана – страстное и перфекционистское сольное высказывание британского хореографа и танцовщика, дань памяти…

Беспощадный жнец

Международный театральный фестиваль “Балтийский дом” почти с самого начала своего существования не мыслил себя без спектаклей Эймунтаса Някрошюса. С IV фестиваля в 1994 году, с пушкинского “Моцарт и Сальери. Дон Гуан. Чума” все работы режиссера почти сразу после премьер в Литве игрались на вызывающе огромной сцене “Балтдома”. Пространство это мало кому подчиняется, метафизике Някрошюса оно…

Написано на воде

Ян Фабр многогранен, и все эти грани, вот уже больше четырех десятилетий, находят отражение в его дневнике, пополняющемся практически ежедневно. С недавних пор “Ночные дневники” Фабра публикуются на разных языках. В одних странах, как в России, напечатаны только самые ранние записи (1978–1982), да и то не целиком, а с подзаголовком “Избранное”; в других они изданы…

Разговор с Богом напрямую

15 и 16 октября в Театре имени Вл. Маяковского впервые в Москве будет показан один из последних спектаклей Эймунтаса Някрошюса «Сукины дети», поставленный им в начале 2018 года в Клайпеде по одноименному роману литовского писателя Саулюса Шальтяниса. Со спектакля по произведению Шальтяниса когда-то начиналась режиссерская биография Эймунтаса Някрошюса – первой его работой в профессиональном театре…

Социология прогулочным шагом

В начале сезона Театральная олимпиада представила премьеру спектакля немецкой группы Rimini Protokoll – “Утополис Петербург“. Северная столица стала вторым городом мира после Манчестера, обретшим новый променад от Штефана Кэги, Даниэля Ветцеля и Хельгард Хауг. Создания театральных практиков-исследователей из Rimini Protokoll часто обитают на стыке с социологическими опросами, достаточно вспомнить проект “100% City”, воплощенный в Воронеже…

Река незабвения

Фото А.КУРОВА

Печально известный город Хиросима стоит на не слишком известной реке Ота. Для канадского режиссера Робера Лепажа, спустя почти четверть века после премьеры возобновившего свой спектакль “Семь притоков реки Ота” и показавшего его в Москве в завершение Чеховского фестиваля, Ота – река памяти. Памяти о “зловещем прошлом очень красивого и очень современного города”, как формулирует режиссер.…

Взгляд слепого

Фото предоставлено пресс-службой Театральной олимпиады 2019/Интерпресс

Роберт Уилсон поставил спектакль “Эдип” по софокловской трагедии “Царь Эдип” не столько о роке, сколько о расплате. Мозг добровольно ослепившего себя фиванского царя здесь разрывается от голосов и звуков, речей и музыкальных инструментов, надрыва птиц и стихий. Перед мысленным взором атлетически сложенного героя, скульптурно застывшего на восходе солнца с лицом, устремленным незрячими глазами к пламенеющему…

Горячая точка

Сцена из спектакля “Для тебя”.Фото А.ПАРФЁНОВА

Девятый Платоновский фестиваль искусств в Воронеже – это больше двух недель, полных жизнью в искусстве: спектаклями, концертами, открытыми репетициями, выставками, видеопоказами, инсталляциями, лекциями, мастер-классами, творческими встречами и презентациями. С 2011 года команда Михаила Бычкова, создателя и художественного руководителя фестиваля, превращает июньский Воронеж в горячую точку культуры. Казалось бы, в Год театра в России международному фестивалю…

Ибсен-чат

Фото Н.КОРЕНОВСКОЙ

“Что это, жаворонок запел?” – высвечивается разом на двух экранах айфонов: отправителя сообщения в WhatsApp Торвальда Хельмера и получателя Норы Хельмер, главных героев “Кукольного дома” Генрика Ибсена. Так реагирует муж на месседж жены, прошедшейся перед Рождеством по магазинам, утомленно завернувшей с покупками в кафе торгового центра в сопровождении детей и их няни и немедленно уткнувшейся…

Суровый пуантилизм

Сцены из спектакля “Три сестры”. Фото Sandra Then

Программа зарубежных спектаклей “Золотой Маски” 2019 года, составленная в сотрудничестве с театральными критиками и экспертами Мариной Давыдовой и Антоном Флеровым, сейчас ровно на середине. Балетная часть (две постановки Шарон Эяль и Гая Бехара и “Автобиография” Уэйна МакГрегора) еще впереди, а драматические спектакли Кристофа Марталера и Саймона Стоуна уже показаны в Москве. Благодаря Международному театральному фестивалю…