Мария ХАЛИЗЕВА

Как умереть

Фото Wilfried Hoesl

Сосредоточенность на смерти способна отравить жизнь, но может оказаться благодатной почвой для искусства. “Я считаю жизненно важным включать смерть в свою жизнь”, – пишет в автобиографической книге “Пройти сквозь стены” признанный мастер жанра перформанса Марина Абрамович. В свои 73 года она дебютировала в качестве режиссера в Баварской опере, воплотив на ее сцене давний замысел, выросший…

Сообщающиеся сосуды

Фото Е.ГРЕДЮШКО

Мало кто в сфере культуры так деятельно и плодотворно вышел из карантина, как Институт театра (кураторы Антон Флеров и Мария Бейлина), образовательный проект фестиваля «Золотая Маска». Середина августа ознаменовалась трехдневной программой «THEATRUM: Ре-Формация» – показом перформансов, объединивших музеи и театры (подробнее – см. статью Екатерины Беляевой «Отформатированные во сне и наяву», «ЭС», № 17, 2020).…

Дорогами меланхолии

Берлинский фестиваль Theatertreffen – ежегодный смотр десяти знаковых спектаклей предыдущего сезона из Германии, Австрии и Швейцарии – должен был пройти с 1 по 17 мая в 57-й раз. Обстоятельства вынудили к новому формату – с 1 по 9 мая организаторы показали шесть спектаклей программы онлайн. Вошедшая в афишу “Анатомия само-убийства” Алисы Бёрч в постановке Кэти…

Цивилизация пост

Мюнхенский театр “Каммершпиле” одним из первых в период пандемии и изоляции, а по сути, в эпоху сдвига мироустройства, начал на своем сайте цикл онлайн-трансляций спектаклей. Стартовал он показом “Трех сестер” в постановке Сюзанны Кеннеди – театральная премьера состоялась ровно год назад, в конце апреля 2019, когда ничто еще не предвещало нынешней вселенской обособленности. Между тем,…

Радикально быстро

Фото Stephen Cummiskey

Иногда кажется, что спектакли Кэти Митчелл возникают из ее феминистских тревог. Она воплощает в театре литературу, написанную женщинами-феминистками разных эпох, смотрит на ставшие классикой сюжеты с неожиданных ракурсов, делегирует женщине взгляд на события, описанные в первоисточнике нейтрально или с мужской точки зрения. При разнообразии и изощренности сценических подходов и необыкновенной интенсивности деятельности Митчелл хранит верность…

Вся неприкаянность мира

В спектакле “Дзяды”, поставленном Эймунтасом Някрошюсом в польском Национальном театре (Театр Народовы, Варшава) почти четыре года назад, актеры играют так, будто работали с литовским режиссером всю жизнь, а премьера состоялась совсем недавно. Позвать литовца в Польшу на постановку “Дзядов” Адама Мицкевича, считающегося поляками одним из трех своих крупнейших поэтов-романтиков, выступавшего деятелем польского национального движения, но…

Неновый европейский феминизм

Фестиваль “Новый европейский театр”, проходивший в конце прошлого года в 21-й раз и охвативший не только Москву, но и Санкт-Петербург, не заявлял никакой специальной темы, но в наше время сверхсюжет имеет обыкновение проступать сам собой. Расположившиеся на полюсах европейской театральной вселенной работы трех женщин-режиссеров – датчанки Сигны Кёстлер (о ее спектакле “Игрушки” – см. №…

Лица СТИ

Пятнадцать лет назад спектакль «Захудалый род» по роману Николая Лескова стал первой премьерой выпускников Сергея Женовача в статусе театра – «Студии театрального искусства». Играли его тогда в пространстве Центра имени Вс. Мейерхольда, ходила на него вся Москва, а юные бабушки и юные дедушки лесковского семейства Протозановых, выглядывавшие из пустых рам портретной галереи (художник Александр Боровский),…

Бессонница. Ян Фабр

Хищная птица с широким размахом крыльев преследует женщину в подвенечном наряде по всем закоулкам монастырских катакомб на небольшом экране. Невеста, так и не нашедшая выхода, падает, волны тюля ее накрывают. Белым холмиком она обмякла на полу перед окном, за ним – шумящие кроны зеленых деревьев (в другом кадре и другом окне пейзаж предстанет осенним). Обнаженные…

Раздражающий феномен

Сигна Серенсен-Кёстлер, чье имя дало название датской компании Signa, участвует в каждом своем проекте. Ее создания всякий раз представляют собой абсолютно новую – вымышленную – реальность, а продолжительностью напоминают сериалы. Фестивальные произведения компании Signa – именно так муж и жена Сигна и Артур Кёстлеры чаще всего работают, придумывая действа для конкретных театральных фестивалей и отпуская…