Владислав ИВАНОВ

3000 лиц Александринского театра

Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры. Режиссеры: Энциклопедия / Гл. ред. А.А.Чепуров; ред.-сост. А.П.Кулиш, Е.В.Третьякова; ред. Е.В.Миненко, А.А.Шепелёва / Серия: Библиотека Александринского театра. СПб.: Балтийские сезоны, 2020. – 880 с.; ил. Когда листаешь величественный и изысканный том, понимаешь, почему так долго пришлось его ждать. Авторы-составители поставили перед собой фантастическую и беспрецедентную задачу. Они включили…

Воин

К столетию со дня рождения театрального критика и историка театра Константина Рудницкого После окончания театроведческого факультета ГИТИСа в 1942 году Константин Рудницкий был призван в танковые войска и уже на фронте начал писать для “ведомственного” танкового листка. Так постепенно вырос в военного корреспондента. Рудницкий не просто участвовал в русско-японском окончании Второй мировой войны, но “брал”…

Тоска по дерзаниям

Из выступлений Бориса Щукина Театр имени Евг. Вахтангова и издательство “Театралис” готовят двухтомник “Вахтанговцы после Вахтангова”, охватывающий 1920–1930-е годы. В первый том вошли документы из личных архивов вахтанговцев, Музея Театра имени Евг. Вахтангова и РГАЛИ, собранные и прокомментированные Владиславом Ивановым. Книга почетных гостей, Дневник Мамоновской студии с комментариями Евгения Вахтангова, эпистолярии, Парижский дневник Бориса Захавы…

Не стало Владимира Забродина

Не стало нашего коллеги, автора «Экрана и сцены» Владимира Всеволодовича Забродина. Редактор-составитель множества изданий о кино, он сделал символом научной веры творческое наследие Сергея Эйзенштейна и стал одним из крупнейших его знатоков и публикаторов. По основной специальности киновед, Забродин увлекся театральным творчеством великого кинорежиссера, и его научные открытия следовали одно за другим. Логика исследования привела…

Частная жизнь – превыше всего

Усилиями публикатора Зинаиды Удальцовой нам дана возможность стать благодарными свидетелями, а в какой-то мере и соучастниками более чем полувекового эпистолярного диалога легендарных фигур отечественной культуры. Ольга Леонардовна Книппер-Чехова (1868–1959) – великая артистка, открывавшая вместе с Художественным театром драматургию А.П.Чехова (Аркадина, Елена Андреевна, Маша, Сарра, Раневская). Мария Павловна Чехова (1863–1957), посвятившая жизнь брату, хранитель его архивного…

Бесстрашие письма

Нельзя сказать, что МХАТ Второй затерялся в истории. Есть классические тексты Павла Маркова, двухтомник Михаила Чехова, мемуары Софьи Гиацинтовой, Серафимы Бирман, Алексея Дикого. Архивные документы включены в состав ленинградского издания «Советский театр: Документы и материалы» (1975, 1982). Безусловным событием недавнего времени стала книга энциклопедического типа «МХАТ Второй. Опыт восстановленной биографии» (2010), состав-ленная, а во многом…

Полка смыслов

Литература, посвященная К.С.Станиславскому, уже составила грандиозную библиотеку. В нее вошло много книг высоких достоинств. Меня, однако, давно смущало то обстоятельство, что за последние шестьдесят лет не появилось ни одного труда, предметом которого оказалась бы история формирования Системы Станиславского, той самой Системы, что стала символом русского вклада в мировой театр и настольной книгой многих поколений актеров…

«…на пороге как бы двойного бытия»

Евгений Вахтангов. 1915

В самом ближайшем будущем должна выйти книга «Евгений Вахтангов в театральной критике» – редактор-составитель Владислав Иванов. Издание Государственного академического театра имени Евг. Вахтангова подготовлено к печати в издательстве «Театралис». Эта антология (более 700 страниц с иллюстрациями) – плод совместного труда сотрудников Государственного института искусствознания с Театром имени Евг. Вахтангова и Театральным институтом имени Бориса Щукина,…

Космос Някрошюса

  21 ноября великому литовскому режиссеру Эймунтасу Някрошюсу, перед которым обыкновенно переменчивая театральная Москва уже не одно десятилетие благодарно трепещет, исполняется 60. Он поставил в драматическом театре все пять главных пьес Чехова, пушкинские “Маленькие трагедии”, романы Достоевского (“Идиот”), Толстого (“Анна Каренина”) и Чингиза Айтматова (“И дольше века длится день”), вершинные трагедии Шекспира, гетевского “Фауста”, повесть…

Одержимый наукой

Олегу Фельдману – 75 Для Олега Максимовича Фельдмана история русского театра стала всепоглощающей страстью. Эта одержимость заражает всех, кто так или иначе с ним соприкасается. В ГИТИСе Олега Фельдмана отличал талант ученичества. Наш курс набирался многим позже, чем курс Олега. До сих пор досадно, что мы, юные неучи, так мало знали и брали у учителя…