Вадим ГАЕВСКИЙ

Эпилог

Сцена из спектакля “Маскарад”

Спектакль Александра Головина и Всеволода Мейерхольда “Маскарад”, поставленный в 1917 году, можно считать эпилогом того удивительного явления русской художественной культуры, которое названо Серебряным веком. Спектакль был фантастически красиво оформлен Александром Яковлевичем Головиным и так же фантастически – уже в прямом, а не только переносном смысле – срежиссирован Всеволодом Эмильевичем Мейерхольдом. Безудержная красота отличала весь материальный…

Конструктивистский рай

Сцена из спектакля “Великодушный рогоносец”

Спектакли Всеволода Мейерхольда 1920-х годов В 1920-е годы Мейерхольд, работая в своем театре (сначала Театр Актера. Вольная Мастерская Вс. Мейерхольда при ГВыТМ, потом Театр РСФСР-I и наконец Театр имени Вс. Мейерхольда), поставил несколько выдающихся спектаклей, среди них два легендарных: “Великодушный рогоносец” (1922) и “Ревизор” (1926). Оба спектакля породили множество литературно-критических текстов (“Ревизору” было посвящено несколько…

Метафора на все времена

Сцена из спектакля “Список благодеяний”

Ложноевропейские спектакли Всеволода Мейерхольда Редакция “ЭС” завершает серию статей Вадима Гаевского о творчестве Вс.Э.Мейерхольда 1930-х годов. В начале тридцатых годов Всеволод Мейерхольд, может быть, с увлечением, а может быть, скрипя зубами, поставил два спектакля, основанные на европейском материале, в большой степени воображаемом. Сначала “Список благодеяний” по пьесе Юрия Олеши (1931), потом “Вступление” по пьесе Юрия…

Гибель утопии

Зинаида Райх–Фосфорическая женщина в спектакле “Баня”. Шарж Д.Моора

Советские спектакли Всеволода Мейерхольда Вообще-то командарм был один (Чуб в исполнении Николая Боголюбова), а другой, его враг и соперник (Оконный в исполнении Федора Коршунова), был штабным писарем, но тоже мечтал стать командармом (“Командарм 2”, пьеса Ильи Сельвинского). Матросов было больше – всего двадцать шесть и еще один (в исполнении Николая Боголюбова), и все они погибали…

Пять платьев Маргерит

Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх. 1923

Парижский спектакль Всеволода Мейерхольда Продолжаем публиковать цикл очерков Вадима Гаевского о спектаклях Всеволода Мейерхольда на фоне эпохи. Пользуясь возможностью, поздравляем нашего автора с получением премии “Золотая Маска” в номинации “За выдающийся вклад в развитие театрального искусства”. Парижским он назван не потому, что сделан в каком-нибудь парижском театре. Вовсе нет, в парижском театре Всеволод Мейерхольд действительно…

Тень Грозного

Фото А.ТЕМЕРИНА

Незавершенный спектакль Всеволода Мейерхольда В 1936 году, в самом начале Большого террора, правительство страны приняло решение широко – почти как всенародный праздник – отмечать столетие смерти Пушкина, случившейся, как известно, 10 февраля 1837 года. В связи с этим ведущие московские театры – Художественный и Малый – начали работать над постановкой трагедии “Борис Годунов”, так же…

Человек и опасность

С.А.Самосуд и В.Э.Мейерхольд с участниками спектакля “Пиковая дама”

Последний спектакль Всеволода Мейерхольда “Одна жизнь”, последний спектакль Всеволода Мейерхольда, был подготовлен к двадцатилетию Октябрьской революции, был показан – без зрителей, для руководства – всего один раз и тут же запрещен как “идеологически вредный”. “Слишком пессимистический”, как было дополнительно разъяснено. Другим он, впрочем, быть не мог, тем более к этой годовщине. Осень 1937 года, самый…

Московская этуаль

Фото К.ЖИТКОВОЙ

В конце прошлого года я смог посмотреть почти все туры, кроме двух первых, телевизионного конкурса молодых балетных артистов “Большой балет”, и мои балетоманские страсти, вроде бы довольно давно успокоившиеся, вновь воспламенились. Я стал болеть за одну из участниц, хотя некоторые другие конкурентки мне тоже показались достойными приза. И прежде всего – Ксения Захарова (однофамилица ведущей…

Имя Юрского

Много лет имя Юрского сущеcтвовало как-то отдельно от разных других имен, замечательных, знаменитых. Звучало оно по-особенному увлекательно, по-особенному театрально. И сообщало, что наш театр жив, что живет в нашем театре блистательная игра, что жива в нашем театре мысль – мысль яркая, острая, бесстрашная неправдоподобно. Можно, конечно, сказать коротко: актер-виртуоз или актер-интеллектуал, и это будет совершенно…

Колдовское озеро

“Лебединое озеро”. 1895

Завершился 2018 год, объявленный годом Петипа. В связи с двухсотлетним юбилеем были проведены две международные научные конференции: в мае в Москве, в ноябре в Петербурге. На этих конференциях трижды выступал наш автор Вадим Моисеевич Гаевский. Предлагаем вам текст одного из его докладов. Ситуация, сложившаяся в 1895 году, была непростой и для Мариуса Петипа, и для…