Вадим ГАЕВСКИЙ

Поэма ухода

Анатолий Эфрос

Написав и опубликовав в газете “Экран и сцена” (№ 18 от 2017 года) юбилейную статью о Юрии Любимове, я сразу понял, что чего-то недостает, не хватает парного, хотя и не юбилейного портрета. Конечно же, режиссера не требовалось долго искать; надо вспомнить об Анатолии Эфросе, необходимом сподвижнике, еще более необходимом антиподе. Ведь жизни одного и другого…

Случай Теляковского

В.А.Теляковский

Сначала о шеститомнике В издательстве «Артист. Режиссер. Театр» СТД РФ вышел заключительный, шестой том дневников Владимира Аркадьевича Теляковского, последнего и многолетнего директора российских императорских театров. Подошла к концу и многолетняя, длившаяся больше двадцати лет, работа над публикацией этих дневников, этих пятидесяти рукописных тетрадей (редактор Ламара Пичхадзе). В нашем театроведении фундаментальный труд сотрудников Государственного института искусствознания не…

Шейко отважный

В.Гвоздицкий и П.Медведева в "Маскараде"

Я не видел самых прогремевших спектаклей Николая Шейко, поставленных им в Риге и Минске, хотя слово «прогремевший» совсем не вяжется ни с человеческим образом Николая Михайловича, ни с его художественным темпераментом, ни с его режиссерским стилем. Более подходят другие слова: романтически театральный, высококультурный, интеллигентный. Зато я видел его самый дерзкий, самый отважный спектакль, хотя и…

Постскриптум. Бенефис Селюцкого

По случаю двухсотлетия балетмейстера Мариуса Петипа телеканал “Культура” показал в праздничные мартовские дни три неумирающих шедевра – “Спящую красавицу”, “Баядерку” и “Раймонду”. Спектакли Петипа шли в редакциях Константина Сергеева (первый и третий) и в редакции Вахтанга Чабукиани (второй). Мы видели то, что видел и чем восхищался зритель семидесятых-восьмидесятых годов, что видел и чем восхищался я…

Улыбка Табакова

Олег ТАБАКОВ

Она, всем знакомая улыбка Олега, открывала ему двери и в казенные кабинеты, и в репетиционные залы, и в запертую много лет заграницу. Помню, как Анатолий Эфрос рассказывал о репетиции своего спектакля “Никто” в театре “Современник”: все в сборе, до начала работы остаются какие-то несколько секунд, дверь медленно закрывается, но неожиданно кто-то придерживает ее извне, и…

Жизнь спортсменки

Такой Анны Карениной я еще не видел – столь душевно утонченной, столь телесно прекрасной и настолько печальной, настолько проникнутой чувством неотвратимости своего злосчастия. А ведь я видел и Аллу Тарасову, и Татьяну Самойлову, и Майю Плисецкую, и Грету Гарбо – на театральной сцене и на киноэкране. Теперь Анна Каренина – Евгения Медведева, и где? –…

Сотворение «Спящей красавицы»

Мариус Петипа. 1890 «Спящая красавица» Фото из коллекции ГМТМИ, Санкт-Петербург

К 200-летию Мариуса Петипа 13/25 мая 1888 года директор Императорских театров Иван Всеволожский отправил П.И.Чайковскому следующее короткое письмо: «Я задумал написать либретто на «la Belle аu Bois dormant» по сказке Перро. Хочу Mise еn scene сделать в стиле Louis XIV. Тут может разыграться музыкальная фантазия – и сочинять мелодии в духе Люлли, Баха, Рамо и…

Мариинские высоты

Рудольф НУРЕЕВ

В 50-60-х годах в Англии появились так называемые “рассерженные” – поколение молодых людей, не принимающих ничего из социального устройства и культурных устремлений английского общества и английской интеллектуальной элиты. Тогда же – и несколько позднее – у нас, и не где-то вообще, а в привилегированном Кировском театре, появилось отчасти схожее поколение, которое можно назвать “оскорбленным”. Молодые…

Интеллектуальная аскеза

Издательство “Аграф”, ведомое неутомимым Алексеем Париным, выпустило книгу Аи Макаровой “Театр возвышенного”, посвященную австрийскому оперному режиссеру Мартину Кушею. У нас это имя не слишком известно, а для автора и его издателя значит очень много. Настолько много, что создатели книги – Ая и Алексей – предпослали основному тексту совместно написанное развернутое предисловие, почти двадцатистраничный диалог, из…

Высоцкий своевольный

Владимир Высоцкий в Театре на Таганке. 1971 г.

25 января Владимиру Высоцкому исполнилось бы 80. Владимир Высоцкий принадлежал и не принадлежал Таганке, хотя бы потому, что одну из лучших своих ролей, роль Лопахина, он сыграл в спектакле Анатолия Эфроса “Вишневый сад” – в манере, Таганке чуждой. Но так же Владимир Высоцкий принадлежал и не принадлежал театральному искусству, поскольку самую знаменитую роль, роль Жеглова,…